<<< ΛΛΛ >>>
радость борьбы и уверенность в победе, полностью утраченные современными
христианами и существующие в наше время лишь на другом общественном полюсе — у
социалистов.
В самом деле, борьба с всесильным вначале миром и одновременно борьба новаторов
между собой — одинаково присущи как первым христианам, так и социалистам. Оба
великих движения созданы не вождями и пророками, — хотя у обоих имеется
достаточно пророков; оба они — массовые движения. А массовые движения на первых
порах по необходимости сумбурны; сумбурны в силу того, что всякое мышление масс
вначале противоречиво, неясно, бессвязно; сумбурны они, однако, и в силу той
роли, какую на первых порах еще играют в них пророки. Эта сумбурность
проявляется в образовании многочисленных сект, борющихся друг с другом по
меньшей мере с таким же ожесточением, как и с общим внешним врагом. Так было во
времена первоначального христианства, так было в ранний период социалистического
движения, как это ни удручало тех благомыслящих обывателей, которые
проповедовали единство там, где никакого единства не могло быть.
Разве сплоченность рядов Интернационала достигалась посредством какой-либо
<<< ΛΛΛ >>>
Скорого установления тысячелетнего царства наступлении пророчество Энгельс Ф. К истории первоначального христианства атеизма 8 внутренне Его кровью искуплены перед богом верующие всех народов общение условием Особенно на востоке довольно откровение Шнем положении вещей выход мог быть лишь в области религии области положении
|