<<< ΛΛΛ >>>
трудовой доход” выражает удивление, почему при колоссальной централизации
землевладения во времена римских императоров и при безграничных страданиях
тогдашнего рабочего класса, состоявшего почти исключительно из рабов, “за
падением Западной Римской империи не последовал социализм” (468), то он не
замечает как раз того, что этот “социализм”, в той мере, в какой он был тогда
возможен действительно существовал и даже достиг господства — в лице
христианства. Дело лишь в том, что это христианство, — а в силу исторических
предпосылок иначе и не могло быть, — хотело осуществить социальное
переустройство не в этом мире а в мире потустороннем, на небе, в вечной жизни
после смерти, в “тысячелетнем царстве”, которое должно-де было наступить в
недалеком будущем.
Параллель между обоими этими историческими явлениями напрашивается уже в средние
века, при первых восстаниях угнетенных крестьян и в особенности городских
плебеев. Эти восстания, как и все массовые движения средних веков, неизбежно
выступали под религиозной оболочкой, в форме борьбы за восстановление
первоначального христианства, подвергающегося прогрессирующему вырождению (468а);
но всякий раз за религиозной экзальтацией скрывались весьма осязательные мирские
интересы. Ярче всего это обнаружилось в организации чешских таборитов под
<<< ΛΛΛ >>>
Энгельс Ф. К истории первоначального христианства атеизма 12 религии Превращение христианства в государственную религию римской империи империи вероучения Это решение было дано фердинандом бенари в берлине Из кого состояли эти последние в городах они состояли из разорившихся свободных самого различного толка обращения развилось Во всех этих случаях было бы естественно упомянуть о крещении
|