Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Экзистенциализм - философия, поставившая в мировоз зренческом ракурсе глобальные проблемы современной ци- илизации, в особенности научно-технической революции, в которой экзистенциалисты увидели не только грандиоз ные достижения человеческого гения, но и смертельную уг розу существованию человечества, угрозу, все возрастающую несмотря на новые, еще более ошеломляющие достижения науки и техники, а нередко и вследствие этих достижений. Можно не разделять «технического пессимизма» экзистен циалистов и других сторонников такого рода мировоззренческой установки, но, конечно, нельзя быть и самодоволь ным оптимистом, ибо угроза, которую экзистенциалисты считают неустранимой, вполне реальна и ее преодоление не гарантировано: все зависит от того, в какой мере все наро ды мира объединят свои усилия для борьбы за выживание человечества.

Экзистенциализм поставил под вопрос, казалось бы, самоочевидное: господство человека над стихийными силами природной среды человеческого обитания. В этом господ стве, которое благодаря научно-технической революции превзошло самую изощренную научную фантастику, экзис тенциалисты увидели вполне определенные трагические кол лизии. «Вторая природа», созданная человечеством, оказа лась во многом спонтанным, не поддающимся контролю процессом. Силы природы, ставшие человеческими силами, трансформируются в господствующие над людьми стихий ные процессы, независимые от той или иной социально-эко номической организации общества. С этих позиций экзистенциализм подверг суровой критике рационалистическую традицию, которая в своей обособившейся от философии форме стала одной из типических характеристик современ ного, в особенности прагматически сориентированного тех нократического мышления. И хотя экзистенциалистская кри-

63

тика рационалистической традиции и органически связан ных с ней иллюзий ведется с иррационалистических пози ций, здесь речь идет о такого рода заблуждении, которое фиксирует факты, радикализирует постановку проблем и задач, стимулируя тем самым усилия, направленные на их решение. И если учесть, что эти глобальные проблемы были поставлены экзистенциализмом более полстолетия назад, когда термин «экология» применялся лишь в сугубо специ альном смысле, относящемся только к животным и растени ям, то положительный вклад экзистенциализма в мировоз зренческое развитие человечества окажется, пожалуй, гораз до более весомым, чем его идеалистические заблуждения.

В нашей философской литературе справедливо критико вали и критикуют экзистенциализм за присущее ему утон ченно индивидуалистическое видение мира, абсолютистское противопоставление экзистирующей, единственной (во вся ком случае, для себя самой) личности якобы чуждому ей обществу, интерпретируемому как обезличивающая человеческую самость ужасающая реальность. При этом, однако, как правило, оставляется в стороне тот достаточно хорошо из вестный факт, что именно в нашу эпоху получили широкое распространение суррогаты коллективности, мнимый кол лективизм, который экзистенциалисты, с одной стороны, разоблачают, а с другой - объявляют универсальным онто логическим определением эмпирического, отнюдь не един ственно возможного бытия человека. Выпускается из виду и то обстоятельство, что индивидуализм, философски обосновываемый экзистенциалистами как альтернатива деперсона лизации, представляет собой не просто уродливое порожде ние классово-антагонистической цивилизации (зоологиче ский индивидуализм, как окрестил его А. М. Горький), а не что несравненно более сложное, противоречивое, которое, учитывая исторические реалии, не подлежит однозначному

64

еделению. м ожно поэтому согласиться с Ю. А. Замош- киным, который, привлекая внимание к этому социальному феномену, указывает, что индивидуализм представляет со бой «исторически сложившийся тип социально-мировоззрен ческой, идейно-психологической, практически-поведенче ской жизненной ориентации, в рамках которой основной ак цент делается на самоценность индивида, на его свободу и автономию, на его право и реальную возможность самому определять свои интересы и направления своей деятельнос ти, на его ответственность за свою судьбу и благополучие своей семьи, на способность индивидуальной личности активно проявлять самостоятельность, инициативу, предпри имчивость» 1 .

Экзистенциализм, в отличие от прагматизма и некоторых других родственных этому течению социологических теорий утилитаристского типа, не занимается апологией такого рода индивидуализма. Однако экзистенциалистская концепция «человеческой реальности», какие бы заблуждения она в себе ни заключала, является защитой человечнос ти против всего того, что, по убеждению экзистенциалис тов, угрожает ее аутентичности. Поэтому отнюдь не случай но, что даже те экзистенциалисты, которые прямо выступали против марксизма, не могли не признать, что проблемы, поставленные марксистским социализмом, отражают реаль ные исторические потребности масс. Показательна в этом отношении позиция такого философа, как К. Ясперс, кото рый сам называет себя консерватором. Консерваторы неред ко отличаются ясностью классового сознания. Это относит ся и к Ясперсу, прямо указывающему на основные факты, из которых с необходимостью, по его словам, следуют социа-

1 ЗамошкинЮ. А. За новый подход к проблеме индивидуализма // Вопросы философии. 1989. № 6. С. 3.

65

листические выводы: «Развитие техники, возникновение крупных предприятий, общественный характер труда вызы вают необходимость материального обеспечения всех лю дей и правового регулирования отношений между ними. Люди требуют справедливости, и при нынешнем росте сознания они оказываются в состоянии понять, сформулиро вать и выразить свои требования. Справедливость касается прежде всего распределения трудовых обязанностей, а также доли произведенной продукции» 1 .

К. Ясперс, безусловно, весьма далек от марксизма: он является его убежденным противником. И именно поэтому особенно важно его признание того несомненного факта, что проблемы, поставленные этим учением, имеют общечелове ческое значение. Он считал, что «социализм представляет собой в настоящее время универсальное тяготение современ ного человечества к новой организации труда и распределения произведенного, к установлению свободы для всех людей. В таком смысле сегодня почти каждый является социа листом. Социализм - основная черта современной эпохи» 2 .

Конечно, не следует забывать о том, что социалистами уже во времена Маркса и Энгельса называли себя идеологи не только различных, но и враждебных друг другу классов. В «Манифесте Коммунистической партии» основоположни ки марксизма критикуют такие, на первый взгляд, совершен но парадоксальные идейные течения, как «феодальный социализм», «буржуазный социализм» и т. д. Однако со времени выхода в свет «Манифеста» понятие социализма, не сомненно, стало более определенным, содержательным, не посредственно связанным с реальным историческим опытом.

Поэтому и приведенные выше заявления Ясперса качественно отличаются от проповедей феодальных или буржуазных псевдосоциалистов, по меньшей мере тем, что они фиксируют факты, научное исследование которых составляет непре ходящую заслугу основоположников марксизма.

Главное в жизни человека - это сила духа. Вспомним Великую Отечественную войну и то, какими катастрофиче скими потерями в людях, вооружении и резервах сопровож дался начальный период нашего общего противостояния гитлеровской армии. Почему же мы в итоге победили? Да потому что голодный и холодный солдатик Алеша, с трех линейкой в руках ставший на защиту своей Родины, оказал-

1 Jaspers К . Vom Ursprung und Ziel der Geschichte. Frankfurt
am/M., 1963. S. 220.

2 Ibid. S. 221.

66

1 Анализ этих заблуждений дан в монографии Т. И. Ойзермана «Марксизм и утопизм» (М.: Прогресс-Традиция, 2003. С. 100-170).

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Ставящая в привилегиро ванное положение один этнос больше шансов на успех в многонациональной экстремизм общностей
Принципы обеспечения прав человека
105оказывают существенного влияния ни на отношения различных ветвей власти к соблюдению прав человека в стране области образования
Другие же дворяне часть зем ли отдали крестьянам

сайт копирайтеров Евгений