Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

327

а то, что женщины вкладывают душу в свою работу. В предшествующие эпохи выполнения материнских и домашних обязанностей было достаточно для того, чтобы заполнить существование женщины; совершенно иначе происходит сегодня, когда работа стала нормой жизни - нормой, усвоенной очень многими женщинами, как молодыми, так и не первой молодости.

328

Женский труд, общество потребления и сексуальная свобода

Какая последовательность событий лежала в основе подобного резкого изменения позиции по отношению к оплачиваемому труду женщин? Этот вопрос заслуживает рассмотрения еще и потому, что движение по легитимации труда женщин запоздало по времени, если соотнести его с завоеванием ими политических прав. Женщины получили право на участие в выборах в Великобритании и в Польше в 1918 году, в Соединенных Штатах и в Бельгии - в 1920 году, в Ирландии - в 1922 году. Что же касается признания общественной значимости женской профессиональной деятельности, то оно приобретает размах лишь полвека спустя. Как объяснить такой заявленный в истории разрыв между политической и экономической эмансипацией женщин?

Среди духовных факторов, которые способствовали ускорению отмирания стереотипа супруги-домохозяйки, в первую очередь нельзя не отметить заслуги школы. XX век и в самом деле характеризовался значительным ростом числа женщин, получивших знания и дипломы как в системе среднего, так и в системе высшего образования: с 1971 года девочки догнали мальчиков

329

и на стадии получения степени бакалавра, и в высшем образовании. Но ведь чем больше женщин имеют дипломы, тем неуклоннее эти женщины предрасположены к занятиям профессиональной деятельностью и потому чаще работают: во всех развитых странах наблюдается подобная корреляция между образовательным уровнем и долей работающих женщин. В этом смысле нет ни малейших сомнений в том, что непрерывное повышение образовательного уровня женщин играет важнейшую роль в изменении их позиции по отношению к профессиональной деятельности.

Все это так, однако нельзя объяснить новый взгляд на женский труд чисто механическим влиянием бурного развития женского образования. Напомним, что долгое время учебе девушек в средних и высших учебных заведениях сопутствовало признание в качестве идеала супруги-домашней хозяйки. Даже когда девушки продолжали образование, и тогда их целью было выйти замуж и посвятить себя детям. В середине 50-х годов в Соединенных Штатах 6 студенток из 10 бросали учебу в университетах по причине замужества^; во Франции в 1962 году около половины женщин, имевших дипломы о высшем образовании и возраст моложе 40 лет, нигде не работали. По отношению к этой социальной модели перемена, которую мы наблюдаем, выглядит разительной; девушки теперь хотят получать дипломы для того, чтобы иметь постоянную работу, а не для того, чтобы производить впечатление образованных девиц и найти мужа, отвечающего их честолюбивым устремлениям. Кроме того, не только сами женщины заявляют о своей склонности к оплачиваемому труду, но и мужчины их поддерживают. А это означает, что успех образования женщин только отчасти способствует пришествию женщины-постдомохозяйки.

^Betty Friedan, La Femme mystifiee, Paris, Denoel, 1964, p. 8.

330

Для женского труда были благоприятны также и значительные изменения в крупных секторах экономической активности. В частности, расширение сферы обслуживания создало более подходящие для женщин формы труда, поскольку физические нагрузки здесь меньше. Стремительное увеличение числа рабочих мест в конторах и в торговле, в здравоохранении и в системе образования многократно увеличило количество предложений на рынке женского труда: чем энергичнее развивалась сфера обслуживания, тем больше женщин там работало. Но эта эволюция все равно не может нам объяснить переход от культуры, враждебной женскому наемному труду, к культуре, вполне к нему благосклонной. Почему мужчины стали по-другому оценивать профессиональную деятельность своих жен? Ведь имело место не просто перетекание женской рабочей силы в новые профессии: произошел качественный сдвиг в оценке значения женского труда. Подобное потрясение основ - не отголосок реорганизации структуры экономической активности: это результат воздействия новых культурных ценностей, которым удалось придать небывалое содержание процессу утверждения женской независимости.

И как тогда удержаться от попытки обнаружить сходство между изменением имиджа работающей женщины и сначала появлением в середине XX века, а затем и бурным развитием общества массового потребления? Вот в чем самая сердцевина проблемы: именно affluent society* решительным образом положило конец многовековому престижу женщины - хранительницы домашнего очага. В этом смысле произошло взаимное наложение двух разных цепочек явлений. Начнем с того, что экономика, основанная на стимулировании и непрестанном создании новых потребностей, имеет тенденцию способствовать женскому труду как источнику допол-

*Affluent society (англ.) - общество изобилия.

331

нительных доходов, необходимых для использования их на благо реализации грез общества изобилия. Чем больше предлагается предметов, услуг, развлечений, тем настоятельнее проявляется потребность в увеличении доходов семьи (в первую очередь, за счет заработной платы женщин), чтобы быть на высоте идеала потребительства. Затем общество потребления сделало всеобщим достоянием систему ценностей, не совместимых с культурой женщины - хозяйки дома. Распространяя в невиданных до той поры масштабах ценности благосостояния, умения отдыхать и личного счастья, эпоха потребления обескровила идеологию жертвенности, на которой зиждился образец «идеальной хозяйки». Новая культура, сосредоточенная на удовольствиях и сексе, на развлечениях и свободном личном выборе, обесценила социальную модель жизни женщины, больше занятой семьей, чем собой, и та же культура узаконила стремление больше жить для себя и за собственный счет. Общественное признание женского труда отражает это признание права на «жизнь для себя», права на экономическую независимость в точном соответствии с требованиями культуры, изо дня в день прославляющей свободу и личное преуспеяние. Новый виток индивидуалистически направленных референтностей женщин привел к отказу от работы по дому, воспринимаемой как уступка мужчине и закабаление им, а мужчин - к признанию легитимности женского наемного труда в качестве инструмента достижения независимости и самореализации личности. Женский труд был прежде знаком бедственного положения; с усиленным развитием индивидуализма именно он открыл доступ к участию в общественной жизни, к обогащению личности, к праву распоряжаться собой по собственному усмотрению. Если и справедливо утверждение о том, что универсум массового потребления поначалу способствовал поддержанию имиджа женщины - хозяйки дома, это не должно затемнять того факта, что он впридачу еще и подрывал систему ценностей, на которую такой имидж опирался.

332

Революция в потребностях протекала одновременно с сексуальной революцией: эпоха массового потребления характеризуется не только широким распространением всевозможных продуктов, но и безудержным рекламированием знаков и референций пола. В 50-е годы мы стали свидетелями эскалации эротики в области рекламы. Эрос выставляет себя напоказ то здесь, то там, и в фильмах, и в иллюстрированных журналах^ еще до того, как противозачаточные таблетки и размах движений протеста вызвали к жизни революцию в нравах в 60-70-е годы. Подобное выдвижение секса на передний план имело первостепенное значение. Ибо если прежде мужчины проявляли глубокую враждебность к женскому труду, то это происходило главным образом из-за того, что они усматривали в нем связь с половой распущенностью, видели в нем «тень проституции»^. По мере того как женская сексуальная свобода переставала быть признаком безнравственности, суждения относительно женской профессиональной трудовой деятельности становились куда более благожелательными. Общественное признание женского труда и либерализм в вопросах пола взаимосвязаны. И если «право» на труд предоставлено женщинам гораздо позднее, чем политические права, то произошло это главным образом из-за заскорузлого страха, который внушает женская свобода, и в особенности сексуальная свобода, из-за отказа мужчин признавать независимость женщины в «чувственной» сфере материальной и половой жизни, из-за их стремления контролировать женское тело и увековечить принцип подчинения слабого пола сильному. Очевидно, что сопротивление эмансипации, напрямую затрагивающей как повседневную жизнь, так и идентичности мужчин

^Между 1950 и 1960 годами в американских средствах массовой информации референции пола выросли в объеме приблизительно на 250% (Betty Friedan, La Femme mystifiee, op. cit., p. 298).

^Evelyne Sullerot, Histoire et sociologie du travail feminin, op. cit., p. 35-37.

333

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

В динамике развития по
Женщины все более
За небольшим исключением женщины
Красоты как особой черты женского пола красоте классом
Роковая красота была загадочной

сайт копирайтеров Евгений