Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

**»The Economist» - «Экономист» (название влиятельного американского журнала).

382

нятия важных решений женщинами: скоро все мы посмеемся над «наивностью мужчин и женщин 80-х годов, которые верили в то, что невидимый потолок якобы всегда будет мешать женщинам в достижении вершины»^. Слабые мужчины и успешные женщины: на горизонте демократий будто бы обретает конкретные очертания феминизация власти, представляющая собой последний этап современного поступательного развития равноправия.

Нет недостатка в аргументах в пользу подобной оптимистической перспективы. В развитых странах отныне насчитывается большее число студенток, чем студентов; девушки все энергичнее проникают в бастионы, традиционно считавшиеся отведенными для юношей, и составляют около половины учащихся высших коммерческих школ. На промышленных предприятиях многих стран Организации экономического сотрудничества и развития среди инженерно-управленческого состава число женщин либо уже достигло критической отметки, либо близко к ней. С 1974 по 1986 год процент женщин, занимающих руководящие и административные должности, вырос в Канаде с 15,9 до 34,5%, в Швеции с 8,8 до 20 "/о, в Соединенных Штатах с 18,5 до 37,5%, а в Федеративной Республике Германии -с 15 до 20,9%. Во Франции на протяжении 80-х годов около половины вакантных руководящих и административных должностей заняли женщины. С 1968 по 1990 год процент представительниц женского пола среди лиц «свободных профессий и руководящего состава» увеличился с 18 до 30,7%. К этому следует еще добавить быстрый рост числа женщин, организующих собственные предприятия: в Канаде женщины создают в три раза больше предприятий, чем мужчины; уже в конце 80-х годов каждым третьим предприятием владела женщина, а в 2000 году женщины будут владеть каждым вторым из них.

^John Naisbitt, Patricia Aburdene, Mega Tendances 1990-2000: ce qui va changer, Paris, First, 1990, p. 245.

383

Эти успехи женщин сопровождаются появлением новых стимулов к продвижению по служебной лестнице. Наряду с распространением газет для executive women* быстро увеличивается и число пользующихся успехом сочинений, которые предлагают женщинам «рецепты» карьерного роста, практические и психологические советы по захвату ключевых постов. С социальной моделью скромной и покладистой женщины все больше соперничает модель женщины, «умеющей за себя постоять». Соревновательная культура, нацеленная на преодоление трудностей и карьерный рост, внедрилась и в женский универсум. Добиваться успеха в служебных делах, стремиться к занятию руководящих постов - все это стало для женщин социально узаконенной целью, настойчиво внушаемой средствами массовой информации.

Значит ли это, что будущее неотвратимо проявит себя в формах феминизации власти? Если проанализировать современные данные, то это в высшей степени сомнительно. В большинстве стран политика по большей части остается закрытым для женщин миром: народы Европы, за исключением северных стран, выбирают в депутаты от 6 до 20% женщин. По всей Европе женщины составляют треть членов политических партий, однако почти везде они очень слабо представлены в их руководящих органах. Во всех правительствах, за исключением правительств Скандинавских стран, женщины оказываются в меньшинстве и чаще всего отвечают за те секторы, которые считают «женскими»; женщин-министров, выполняющих высшие функции, можно встретить редко. Напрашивается банальный вывод: политика попрежнему остается занятием для мужчин.

Не менее явно отстранение женщин и в мире бизнеса. Если число женщин среди руководящего персонала предприятий, бесспорно, увеличивается, то высшие эшелоны власти по-прежнему формируют из мужчин. В Со-

*Executive women (англ.) - руководящие женщины.

384

единенных Штатах женщины занимают от 30 до 40% управленческих постов, однако этот процент снижается до менее 5% на уровне административных советов и генеральных дирекций крупных предприятий^. В 1989 году всего три женщины оказались во главе Fortune 500 пятиста самых крупных американских компаний. В высшем руководстве органов местного самоуправления женщины составляют лишь 1%. И только 1% числа руководителей, получающих свыше 200000 долларов в год, это женщины. Подобная редкость женщин на постах директоров имеет ту характерную черту, что она наблюдается во всех странах. В Канаде, так же как в Германии или в Великобритании, доля мужчин в административных советах превышает 95%; из 30 женщин, входящих в административные советы 100 самых крупных английских компаний, 26 не имеют права решающего голоса. Среди 800 руководителей 100 самых крупных британских компаний женщин всего 12, и ни одна из них не входит в число 20 наиболее высокооплачиваемых сотрудников.

Во Франции, как и в Германии или в Великобритании, среди руководителей 200 ведущих предприятий нет ни одной женщины. Из 300 важнейших промышленных объединений Франции едва наберется 5% таких, где в составе генеральной дирекции есть хотя бы одна женщина. Если в категорию руководителей высшего ранга входит всего лишь 5% женщин, то более 60% частных предприятий не имеют ни одной женщины не только в высшем звене, но и во всем руководящем составе. В числе 2 261 членов правления 200 ведущих французских предприятий 58 женщин^. И в общественных организациях число женщин в руководстве также очень мало:

^A. M. Morrison, «Women and Minorities in Management», American Psychologist, fevrier 1990; G. N. Powell, «One More Time: Do Female and Male Managers Differ?», Academy of Management Executive, IV, 3, 1990.

^Le Monde, 8 mars 1996.

385

1% в Национальном обществе французской кинематографии, а также в «Эклерёр де Франс»* и в «Гидах Франции»**; 3% в РАТП^. Незначительное присутствие женщин на верхних ступенях иерархической пирамиды это явление универсальное, очень ярко выраженное, одинаково сильно заявляющее о себе как в общественном, так и в частном секторе: чем выше мы поднимаемся по иерархической лестнице, тем меньше женщин там встречаем.

К тому же, несмотря на постоянно растущую феминизацию высшего образования, и в этой области на протяжении последних двадцати лет не видно никакого сколько-нибудь значимого изменения в лучшую сторону. В Соединенных Штатах в 1978 году в числе 6400 высших должностных лиц и самых высокооплачиваемых руководителей было 10 женщин; в 1990 году на 4 000 их приходилось 19. В том же самом году женщины и представители меньшинств занимали менее 5% от общего числа высших управленческих должностей, тогда как в 1979 году на их долю приходилось 3%. В администрации Квебека количество женщин в высшем руководстве увеличивается всего на 1% в год, да и то этот рост с 1983 года имеет тенденцию к замедлению. Женщины, разумеется, создают все больше собственных предприятий, однако их предприятия, что немаловажно, очень малы, там редко трудятся более 5 наемных работников, и в подавляющем большинстве случаев они относятся к сектору торговли и бытовых услуг: в Канаде в середине 80-х годов 50% таких предприятий имели годовой оборот менее 100000 долларов^.

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Женщин по отношению к ценностям общественного
Липовецкий Ж. Третья женщина социологии 8 мужчины
Старинные поговорки свидетельствуют о притягательности женской красоты
В отношении мужчин к женской красоте проявлялась интересная закономерность гимнам женщины красоты
Женщины устремляют свои мечтания к сердечным делам

сайт копирайтеров Евгений