Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

От человека, исполняющего данную роль, окружающие ждут вполне конкретных поступков и не ждут других, которые не вяжутся с их представлением о данном статусе. Однако и сам обладатель статуса знает, чего от него ждут окружающие. Он понимает, что окружающие станут относиться к нему так, как они видят исполнение данной роли, а не так, как он намерен ее исполнять. Окружающие строят с носителем статуса такие отношения, которые соответствуют правильному исполнению статусной роли. С нарушителем они стараются не встречаться, не общаться, не поддерживать отношения. Президент страны, произносящий речи по бумажке, во всем слушающийся своих советников либо тех, кто стоит за его спиной, не вызовет у людей доверия и вряд ли будет восприниматься ими как сильный президент, достойный управлять страной во благо людям.

Итак, от обладателя конкретного статуса люди ожидают, что он будет играть вполне определенную роль в соответствии с теми требованиями, которые к этой роли они предъявляют. Требования и нормы поведения общество предписывает статусу заранее. За правильное исполнение своей роли индивид вознаграждается, за неправильное – наказывается, пусть это будет сделано в форме неодобрения или отказа голосовать за данную кандидатуру на выборах.

Статус короля предписывает ему вести совсем иной образ жизни, нежели ведут простолюдины. Ролевая модель, соответствующая данному статусу, должна оправдать надежды и ожидания его подданных. В свою очередь и подданные, в соответствии со своим статусом и рангом, должны действовать в четком соответствии с набором соответствующих норм и требований.

Ни одна роль не является жестко фиксированной моделью поведения. Скорее поведение представляет собой результат свойственного данной роли способа толкования ролевых ожиданий.

Идентификация с ролью

За каждой социальной ролью, по мнению П. Бергера, закреплена определенная идентичность, то есть отождествление исполнителя со своей ролью. В некоторых случаях идентичность эпизодична, в частности, у сборщика мусора, который легко переквалифицируется, скажем, в сторожа или водителя грузовика. Однако священнослужителю сложнее перейти в офицеры, но легко – в профессора университета. Крайне трудно сменить роль негра на роль белого и почти невозможно – роль мужчины на роль женщины. Идентификация может проявляться в простом заявлении типа «я – мужчина» или «я – русский». Разумеется, мы хорошо осознаем, что родились особью мужского пола, но быть биологическим самцом еще вовсе не значит играть ту специфическую, социально определенную роль, которая начинается с утверждения «я – мужчина». Ребенок мужского пола должен научиться быть агрессивным, честолюбивым, соревноваться с другими и отвергать «телячьи нежности» .

Так уж устроена жизнь, что мы в разной степени отождествляем себя со своими статусами и соответствующими им ролями. Иногда мы буквально сливаемся с ролью: иной столоначальник ведет себя пренебрежительно не только с подчиненными, но с посетителями, домочадцами, прохожими, соседями; программист не мыслит своей жизни без компьютера. Какие-то из ролей всегда ближе и роднее нам, какие-то – дальше и более чужды. Наши роли – это неотрывная часть нашего «Я», но ими не исчерпывается это «Я». Учительница пытается поучать всех, кто попадается ей под руку. Они переносят стереотип поведения с одного статуса на другие, даже не задумываясь. Почему они ведут себя автоматически? А потому что слились со своей главной ролью (главным статусом), срослись с ней.

Максимальное слияние с ролью называется ролевой идентификацией, а среднее или минимальное – дистанционированием от роли. От вузовского преподавателя ожидают, что он придет на лекцию в строгом костюме и галстуке. Многие так и поступают. Другие предпочитают свободную одежду – свитер и джинсы. Тем самым они подчеркивают определенную дистанцию с ролью преподавателя и одновременно – сближение со студентами, свидетельствуя своим поведением, что все мы – члены одного общества, коллеги, равные.

Дистанцирование от роли надо отличать от сокращения межстатусной дистанции. Сокращение межстатусной дистанции, рассмотренное выше, приводило к так называемой фамильярности – подчеркнуто невежливому обращению одного человека к другому, не соответствующему занимаемым статусам. Дистанцирование от своей роли подразумевает сильное или слабое отдаление, отчуждение человека от своей роли, а не сближение или отдаление от другого человека.

Понятия межстатусной дистанции и ролевой идентификации тесно связаны с другим – ролевой дистанции. Понятие «ролевой дистанции» можно трактовать достаточно широко, применительно ко всем ситуациям, когда роль намеренно играют, не принимая ее внутренне, иными словами, когда актер устанавливает внутреннюю дистанцию между своим сознанием и исполняемой ролью .

Развивая мысли Бергера, можно сказать, что некоторые роли люди играют без внутреннего согласия, например, роль заключенного, «козла отпущения», брошенного любовника, изгнанника, бомжа, жертвы и др. В целом можно утверждать, что чем ниже статус данной роли, тем с меньшим внутренним согласием ее будут исполнять, и наоборот.

Некоторые роли, а их большинство – пешеход, пациент, покупатель, член профсоюза и т.д. – являются личностно не значимыми для человека. Их отсутствие или наличие человек воспринимает незаметно. В них не вкладывается частичка души и своего «Я». Напротив, другие роли, а их меньшинство, прежде всего те, которые связаны с главным статусом, воспринимаются как часть «Я». Их потеря переживается особенно глубоко – как внутренняя трагедия.

Мужчина – производитель материальных благ, кормилец семьи. Потеря работы переживается как крушение личности. У безработного изменяются стиль и образ жизни, отношения с близкими и родными, структура досуга, система ценностей. Статус безработного вносит серьезные изменения во весь статусный набор. Разрушаются основы ценностного ядра личности – самоуважение и самооценка.

Таким образом, у каждого человека есть своя ролевая система. Но не со всеми ролями человек идентифицирует себя одинаково – с одними (личностно значимыми) больше (ролевая идентификация), с другими (второстепенными) меньше (дистанцирование от роли). Термин «сокращение межстатусной дистанции» описывает характер отношений между двумя и более индивидами – носителями разных, но функционально связанных статусов.

Общество наделяет индивидов идентичностью, оно поддерживает ее и трансформирует. Общество создало сотни ритуальных актов, подкрепляющих вступление в новые статус и роль, например, инаугурация и инициация, крещение и посвящение в новую должность, прохождение «прописки» в тюрьме. «То, что антропологи называют обрядом перехода, включает в себя отречение от старой идентичности (скажем, от детства) и инициацию в новую (взрослую) жизнь. Современные общества практикуют более мягкие обряды перехода, как, например, институт помолвки, когда индивида по общему сговору всех заинтересованных лиц бережно ведут к порогу, отделяющему холостяцкую свободу от неволи брака» .

Обучение ролям

Обучение ролям и освоение роли – во многом сходные процессы. Оба они входят в более широкое понятие социализации, о которой речь впереди. Здесь же дадим только краткие объяснения исходных понятий. Усваивать что-либо можно только теоретически.

Нормы усваиваются, а роли осваиваются на практике. Освоение – совокупность практических действий. Роль – динамическая характеристика статуса, или модель поведения. Когда вы осваиваете роль, вы вживаетесь в эту модель поведения. Поэтому социализацией называют продолжающийся всю жизнь процесс усвоения социальных норм и освоения социальных ролей.

Как мы обучаемся социальным ролям? Играя в игры, дети обучаются прежде всего командному поведению. Для социологов эти игры очень важны, они помогают детям понять, каким видят мир другие люди, мнение которых надо учитывать, если мы хотим, чтобы наше поведение считалось ими нормальным. Например, когда группа детей играет в футбол, каждый игрок должен знать, что должен делать его напарник, и в результате этого лучше осмыслить свою собственную роль в команде. Постепенно дети приобретают систему знаний о том, что ожидают от них другие люди и как они будут реагировать на его или ее действия. Процесс обучения подобающему поведению растягивается на всю жизнь, хотя самое ценное приобретается в первые пять лет жизни.

Человек редко берет на себя ту или иную роль добровольно. Обычно она возлагается на него в результате стечения обстоятельств в связи с социальными потребностями или характером образования. В тонком процессе социализации ребенок приобретает качества, нужные для ролей, предполагающих власть или, наоборот, требующих подчинения.

Ролевой набор

  Мы уже сталкивались с понятием статусного набора, которое было введено в научный оборот Р. Мертоном. Оно обозначает совокупность всех статусов, принадлежащих одному человеку. Мертон предложил еще одно понятие, которое, по известным причинам, тесно связано с первым. Ролевой набор – совокупность ролей (ролевой комплекс), ассоциируемых с одним статусом. Другое название – ролевая система. Оба термина одинаково употребимы в литературе. Статусный набор принадлежит человеку, а ролевой набор принадлежит статусу. Между ролями существуют только взаимодействия, а между статусами – отношения.

Каждый статус обычно включает ряд ролей. К примеру, статус университетского профессора подразумевает такие роли, как преподаватель, исследователь, наставник молодежи, консультант промышленных фирм и правительства, администратор, автор научных статей, специалист в своей области знаний и др.

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Потребность каждой женщины
Самостоятельность
Вторичная социализация

Учебное пособие для вузовпредисловие авторатема 1 формирование социологического знания краткий

сайт копирайтеров Евгений