Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Соблюдение же других, не столь обязательных норм, нивелирует индивидуальность. Такие нормы, как обычаи' и даже мода, также регламентируют проявление индивидуальности. Соотношение индивидуального и общего — специальная социологическая проблема.

Э. Дюркгейм (Е. Durkheim) внес в социологию понятие «аномия», что, по его определению, означает ненормативное состояние в обществе или группе, возникающее тогда, когда желания и ожидания людей превышают реальные возможности их осуществления и когда между ценностными целями и разрешенными методами существует противоречие. Аномия касается культуры и структурных свойств общества в целом, а не частных человеческих свойств.

Аномия — это состояние, при котором общество не может дать индивиду регулирующих норм, или же состояние, при котором в обществе вообще не существует норм относительно некоторых вещей. Наиболее типично возникновение аномии в связи с социальными переменами. Аномия, как правило, свидетельствует о дефиците порядка и контроля на уровне общества. Ее сопровождает и явление «отчуждения», положение, при котором индивид не способен влиять на какие-либо решения, принимаемые властями и касающиеся его самого. Отчуждение свидетельствует о тех трудностях, которые встречаются индивиду на пути самореализации.

В реальной жизни существуют официальные и неофициальные нормы. При этом под неофициальными нормами имеются в виду нигде не установленные правила поведения, которые приняты, так сказать, молчаливым согласием и считаются само собой разумеющимися. Например, дружба предполагает определенные, в общем довольно жесткие, правила взаимного поведения; это неписаные правила, но их нарушение «карается» не менее строго, чем нарушение неких официальных норм, — потерей дружбы, лишением друга. Даже такое «социальное взаимодействие» как любовь, несмотря на большую трансцендентность, чем дружба, имеет, как правило, свои нормы и законы. Любая норма — официальная или неофициальная — всегда обязывает. Наряду с нормами поведение индивида регулируется также убеждениями и принципами, например религиозными убеждениями и политическими принципами.

5. 3. 5. отклонение

Отклонение — это поведение, выходящее за рамки нормы. То есть «отклоняющийся человек» не соблюдает нормы социальной системы, и система реагирует на это принудительными контролирующими мерами. Отклонение, как уже говорилось выше, бывает и в позитивную сторону, и тогда за такое поведение следует также санкция, конечно, в виде поощрения. Внимание исследователей все-таки чаще обращено на негативное поведение, поскольку такое поведение создает проблемы для общества. Существенно, что отклонение — это то, что общество в данный момент считает отклонением, т. е. это в большой степени социальная договоренность (М. Лайне, 1991).

Понятию «отклонение» дано множество определений, которые тем не менее все можно свести в две группы (А. Тио, 1978): гуманитарную и научную.

По мнению Алекса Тио (Alex Thio), приверженцы научной концепции считают отклонение от «нормального» поведения объективным, присущим человеческой натуре, естественным. Однако отклоненное поведение хоть и естественно, но ненормативно, оно угрожает равновесному состоянию социума и после превышения определенной границы причиняет расстройство, дезинтеграцию. Тогда на него устремляется интегрирующая сила социального контроля.

По гуманитарной же концепции, отклонение — это явление, порожденное обществом, и, как таковое, не имеет внутренних объективных свойств. Социальные группы сами создают правила, нарушителей которых клеймят как «отклоняющихся». Понятно, что отклонение вызывает негативное взаимодействие между теми, кто совершает поступок, и теми, кто реагирует на него.

Отклонение существовало во все времена, во всех классах общества. Следовательно, отклонение — хоть и негативное, но обычное явление в обществе. Социология интересуется отклонением с точки зрения социального равновесия и даже гармонии, а также в плане того, что считалось в разное время «ненормальным» и какие санкции применялись в этих случаях.

Преступность, душевная болезнь, травматизм, сексуальные отклонения, фанатическое увлечение азартными денежными играми, злоупотребление алкогольными напитками и др. — отклонения. Сравнение разных культур показывает, что одни и те же действия одобряемы в одних обществах и не допустимы в других. Так, например «коммуникабельное» поведение и современная одежда, а также «открытое» лицо европейской (а тем более американской женщины) недопустимы в традиционных мусульманских странах. Однако тенденция нового времени — толерантность, т. е. терпимость общества к различным, в том числе противоположным, явлениям, что вызывает новое отношение к «отклонению» как к феномену.

Поведение, противоречащее правовым нормам, легко определяется как отклонение, в определенных ситуациях — даже как преступление, и соответственно санкционируется. Однако нередко находятся разные толкования такого поведения и факторы, затрудняющие однозначное его определение.

Например в Польше, в уличном движении, допускается при правом повороте езда на красный свет, если это не мешает остальным водителям, в то время как в Финляндии езда на красный свет всегда считается нарушением правила, за которым следует штраф. Общеизвестно, что в разных штатах США одно и то же криминальное преступление приводит к разным формам и срокам наказания (например, изнасилование).

Русским читателям хорошо известно, что валютные операции, производимые частными лицами, в социалистической системе Советского Союза считались тягчайшим преступлением («вплоть до высшей меры наказания»), что трудно даже представить современному поколению, не заставшему это время.

Социальное отклонение, расовое, религиозное, криминальное и другие приводят к «заклеймению», отчего «отклоняющийся» получает тотальный идентитет, который нередко сопровождает его всю жизнь.

При изучении отклоняющегося поведения социологи пользуются понятием «дезорганизация». Наличие в обществе отклоняющегося поведения означает несостоятельность системы норм и ролей обеспечить и проконтролировать социально одобренное поведение. Дезорганизацию можно понимать как процесс, в котором установленный порядок и привычные действия неустойчивы, «колеблются». Это особое состояние смятения в обществе и неспособность к конструктивной деятельности, за которым вскорости следует дефицит координированного и единого поведения.

Дезорганизацией личности называют состояние, при котором индивид не способен вести себя социально принятым образом. Нередко это причиняет страдания самому индивиду. Другие же «отклоняющиеся» индивиды являются в большей степени проблемой для общества, чем для себя. Социальная дезорганизация — это нарушенное состояние социальной группы или социума, или дефицит идентичности.

ЛИТЕРАТУРА

Ahlman Erik. Kulttuurin perustekijoita, Jyvaskyla., 1939.

Douglas Jack D.(ed.). Introduction to Sociology. Situations and Structures. The Free Press, New York, 1973.

Дюркгейм Эмиль. Самоубийство. М., 1996.

Galbraith John. Uusi yhteiskunta. Kirjayhtyma, Rauma, 1968.

Gukenbiehl Hermann. Institution und Organisation. In: Korte Hermann & Bernhard Schafers (Hrsg.): Emfiihrung in Hauptbegriffe der Soziologie. Leske; Budrich, Opladen, 1992.

Herskovits Melville. Man and His Works. New York, 1951.

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

В обществе постоянно происходят перемены
Принадлежащих обществу
Материальные факторы лежат в основе общественной жизни
Понятие общество употребляется
Общество в данный момент считает отклонением

сайт копирайтеров Евгений