Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

— Этические ценности связаны с моралью. Мораль, говоря наиболее обобщенно, это «водораздел» между добром и злом.

— К теоретическим, или ментальным, ценностям можно причислить достоверность, а также понятия теории и системы, на которых зиждется любая наука.

— Такие ощущения, как приятный вкус и запах, сексуальное чувство и состояние любого удовольствия, достойны того, чтобы считать их гедоническими ценностями.

— Витальными ценностями являются здоровье, ощущение силы, чувство удачи и т.д.

— Религиозные ценности по существу иррациональны и не поддаются научной экспликации.

Ценности, которыми руководствуется индивид, определяют его поведение в случае выбора, ими же определяется и постановка целей. Ценности — это абстракции на фоне целей, конкретизирующие цели и притязания в планы действий и, наконец, в конкретные действия.

Ценности — это, следовательно, такие феномены, которые представляются людям чрезвычайно важными, и ориентируясь на которые, они действуют, принимают решения и делают выбор. Ценности не равнозначны, они организуются по степени важности в определенный порядок, который называется системой ценностей. Система ценностей регулирует и направляет выбор между разными моделями и альтернативами поведения.

В связи с ценностями принято говорить также о самоценностях и посреднических ценностях. Самоценности, или конечные ценности, представляют собой конечные цели — это такие абсолюты, как доброта, правда, красота, справедливость или даже святость. Посреднические ценности — средства для достижения самоценностей. Так, спорт, или какие-либо занятия, развлечения могут быть достаточны и интересны сами по себе; но в особых случаях, предписанные, например, в качестве терапии, представляют собой лишь посреднические ценности для достижения других — здоровья, выведения из депрессии и т. п.

5. 3. 3. Позиция

Позиция означает устоявшуюся тенденцию реагировать определенным образом в определенных ситуациях, это — устойчивое, предсказуемое и привычное отношение к определенным объектам действительности. Позиция включает в себя три типа компонентов: ментальные, или когнитивные; эмоциальные, или аффективные; бихевиористичес-кие, или поведенческие.

Константность позиции и ее устойчивость по отношению к переменам опирается как раз на эти составляющие части. Так как позиция означает тенденцию реагировать, речь идет об укоренившемся, глубоко личностном свойстве, не столь легко поддающемся трансформациям. Нестабильность позиции, частое ее изменение, это тоже позиция — конформизм, или лицемерие, или прегибкость. Кроме того, позиция, безусловно, связана с ценностями, так как индивид формирует свою позицию, руководствуясь тем, что представляется ему ценным, а отсюда, более широко, прослеживается связь позиции с культурой вообще, так как ценностные притязания определяются культурным уровнем индивида: каков культурный уровень индивида (ив целом — какова его личность) — таковы и ценности, каковы ценности — такова и позиция.

Позиции относительно некоторых вещей весьма кристаллизованы, зато относительно других вещей этого не наблюдается: эти вещи не воспринимаются настолько важными, чтобы по отношению к ним был бы выработан определенный образ отношения. Поэтому позиции последнего типа довольно легко трансформируются. Они не воспринимаются как личные, затрагивающие интересы личности, поэтому и отношение к ним менее заинтересованное, более индифферентное. Зато кристаллизованные позиции чрезвычайно стабильны и поддаются изменениям с трудом, т. к. они важны не только для социума в целом, но и для личности как таковой, а все личностное весьма устойчиво.

Исходя из определения позиции, ее изменение означает изменение наклонности реагирования индивида. Изменение может происходить или в структуре, или в содержании позиции. При исследовании позиции внимание главным образом уделяется изменениям в ее содержании, однако стоит исследовать позиции в полной совокупности их свойств. Социологи иногда пользуются терминами «структура» и «содержание» позиции, полагая под первым некую регламентацию реагирования — рамки, а под вторым — реальное наполнение, т. е. само реагирование. Например, отношение индивида к религии тесно связано с ценностями, т.е. воспитание и прочие факторы могут влиять на содержание.

Милтон Рокич (Milton Rokeach, 1973) считает, что ценности и позиции, а также в этом же ряду и такие ненаучные факторы, как поверья, образуют функционально интегрированную систему. Перемены в любой части системы влияют на целое и приводят к изменению поведения. По его определению, позиция — относительно стабильная система идей и поверий, касающаяся объекта или ситуации, которая определяет тип реагирования индивида. Рокич приписывает поверьям те же самые компоненты: когнитивность, эффективность и бихевио-ристичность, которые выше были определены как компоненты позиции.

Позиции, таким образом, по М. Рокичу, связаны или с ценностями, или с поверьями. Изменение позиции происходит в результате изменения ценностей или поверий.

В определении и установлении позиций используются разные методы. Один из них, часто используемый, — это метод опроса, при котором респонденты должны реагировать на предлагаемые утверждения. В зависимости от их реакции определяются их позиции. В определении позиций обычно обращается внимание на их частотность, силу и стабильность, что изображено на прилагаемом графике.

 

Легче всего изменить позиции, находящиеся в точках А и В, которые не интенсивны по силе и, следовательно, по стабильности. Стабильные и сильные позиции могут стать взглядами, мнениями, убеждениями, предрассудками и стереотипами, касающимися различных сфер или проблем.

5. 3. 4. норма

Норма — правило поведения, которое принято какой-то социальной группой и которое данная группа контролирует санкциями. Наиболее очевидные нормы: этические, эстетические и правовые. Нормы определяют, как надо или необходимо поступать, более широко — каким должен быть человек как член социума. Нормы представлены в различных запретах и разрешениях, приказах и призывах, просьбах и рекомендациях.

Само понятие нормы предполагает единообразное поведение людей, так как «нормативное» поведение направляется общими ценностями и оценками. Наличие норм проявляется как социальное давление, требующее определенного поведения. Если правила поведения, требуемые социальным давлением, нарушаются, следует социальная санкция. Санкция может быть как наказанием или мерой принуждения, например за нарушения закона, так и поощрением, в том случае, если отклонение от нормы было в позитивную сторону.

У. Самнер (W. Sumner) различает в нормах моральные обычаи, законы и народные обычаи. Моральные обычаи можно считать результатом традиции, и большинство одобряет их. Они не вызывают сомнений, пока не столкнутся с отличными от них моральными обычаями другого общества или общности. Народные обычаи трудно отделить от моральных, и их часто рассматривают как одно и то же. Законы -- это нормы поведения, утвержденные законодательством.

Единообразное поведение — следствие принудительности существующих норм. Чем более расплывчаты нормы, касающиеся поведения, тем поведение более индивидуально. Есть непреложные нормы, соблюдение которых делает человека членом социума. Если он отвергает эти нормы (например «не убий»), он классифицируется как «отклоняющийся» индивид, но и здесь по разным культурам и типам обществ нет единых норм.

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

РаннЯЯ социологиЯ 4 литература 72
Теория помогает направить исследование на рассмотрение существенных вопросов
Культура представляет собой систему возрастающих ценностных образований
Западном обществе

сайт копирайтеров Евгений