Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

В отличие от Дюркгейма немецкий социолог Макс Вебер сосре доточил свое внимание на внутренних факторах социального действия. Он разработал концепцию этого действия (поведения, ори ентированного на других людей), которая используется и в совре-

[16]

нной социологии. На огромном историческом материале Вебер показал, что идеи, представления, привычки и ценности людей влияют на характер их общественного поведения не в меньшей степени, чем экономические условия (в этом вопросе он был пос ледовательным оппонентом Маркса). В отличие от Маркса он счи тал теорию не идеальным отражением естественно-исторического процесса, а инструментом, помогающим понять и объяснить этот процесс с некоторой степенью вероятности. Вебер отмечал, что его типология социального действия не является единственно верной и завершенной, что вообще «реальное поведение чрезвычайно редко ... и только приближенно соответствует конструкции идеаль ного типа» [Вебер, 609, 629]. Идеальным типом он называл теоре тическую модель, воспроизводящую изучаемое явление в чистом, логически непротиворечивом и рациональном виде. Именно в силу предельного обобщения реального явления такая конструкция по зволяет постигать его социальный (значимый для людей) смысл. Наличие таких образцовых схем интерпретации фактического материала делает социологию наукой, способной «понять социальное действие и тем самым каузально объяснить его» [Вебер, 602].

Свой подход Вебер называл понимающей социологией. Суть этой методологии заключается в понятном истолковании тех регуляр- ностей (устойчивых структур), которые обнаруживаются в челове ческом поведении. Понимание означает «интерпретирующее постижение...некоего часто повторяющегося явления» [Вебер, 609]. Идеальные типы служат средствами такого постижения, выражающими доминирующие интересы той или иной эпохи исторического развития. Результатом интерпретации эмпирических данных, ха рактеризующих особенности социального действия в условиях конкретной эпохи, является не абсолютная истина (единственно верное и полностью соответствующее реальности ее объяснение), а всего лишь «особо очевидная гипотеза». Этот подход можно на звать интерпретативизмом.

Разработки М. Вебера положили начало целому направлению в современной социологии, к которому относятся такие методологи ческие ориентации, как структурализм, символический интеракци-онизм и феноменология. Созданная с помощью интерпретативист- ской методологии теория идеальных типов подорвала основы гос подствующего на рубеже XIX — XX вв. монистического подхода к изучению общества и ввела в научный обиход плюрализм как принцип исследовательской практики. Многие зарубежные ученые считают, что благодаря усилиям Вебера удалось преодолеть доми нирующее положение марксизма в социологии. Вместе с тем подход Вебера стал альтернативным подходу Дюркгейма, предлагавше-

[17]

го рассматривать общество с точки зрения его объективной фак тичности. Вебер же отмечал, что объектом социологии является «совокупность субъективных значений действия» [Цит. по: Бергер и Лукман, 35]. Идеальные типы создаются для понимания и объяснения этих значений. Веберовский подход способствовал систематическому изучению субъективных и идеальных факторов соци ального действия, причем в качестве не вторичных, а основных, вполне достаточных для объяснения причин интересующего нас явления.

Заканчивая изучение классических методологий социологичес кого исследования, нужно отметить, что в современной социологии утвердился плюралистический подход к исследованию сознания и поведения людей. С этой точки зрения важно установить не противоположность и несовместимость принципов, сформулированных различными учеными, а их познавательную равнознач ность и условия взаимодополняемости. Речь идет не о механическом (эклектическом), а об органическом (диалектическом) сочетании совместимых элементов различных методологических ориента ции с целью выяснения степени влияния на социальное действие объективных и субъективных, материальных и идеальных, дифференцирующих и интегрирующих, динамических и статических фак торов, причем не вообще, а в конкретном случае, который мы не посредственно изучаем. Такой теоретический синтез позволит кон цептуально воспроизвести реально существующее единство всех компонентов социального действия.

1.2. Современные ориентации

Существующие в настоящее время методологии опираются на ряд положений первоначального периода развития социологии, од нако они существенно видоизменяют их и придают им характер технологий социологического исследования, доводя общие теоре тические положения до инструментального уровня (методики сбора, обработки, анализа, обобщения и интерпретации эмпири ческих данных). Отдельные современные социологи могут быть в большей степбни теоретиками или эмпириками, но в целом для сегодняшней социологии характерно соединение теоретического и эмпирического анализа при изучении социальных проблем. При проведении эмпирических исследований социологам приходится использовать принципы, характерные для различных методологий, и осуществлять таким образом их синтез. Известный американ ский социолог Н.-Дж. Смелзер отмечает, что в настоящее время типичным в социологии стал «спокойный плюрализм» [Смелзер,

[18]

21]. Рассмотрим различные методологические ориентации, прису щие современной социологии, в их преемственности с изученными нами первоначальными подходами и в их взаимосвязи.

/Существующие в современной социологии методологические ориентации можно распределить по двум направлениям: детерминизм и конструктивизм. Детерминизм исходит из принципа причинной обусловленности одних явлений социальной реальности другими^Так, например, у Конта социальное действие обусловли вается естественными социальными законами, складывающимися на основе биологических, у Маркса — экономическими отноше ниями, у Дюркгейма — надындивидуальными структурами!^ Кон структивизм основан на том, что социальное действие создает и изменяет общественные отношения и институты. Поэтому он из бегает причинных схем объяснения социальной реальности и стре мится выявить внутренние механизмы повседневного осознанного или неосознанного поведения людей.

К первому направлению относится, прежде всего, бихевиоризм (от англ. Behavior — поведение). Представители этой методологи ческой ориентации считают, что социология должна заниматься изучением наблюдаемых фактов человеческого поведения. Первоначально этот подход возник в психологии, а затем стал использо ваться в социологии в модифицированной форме (социальный би хевиоризм)./Эта ориентация полнее всего выражает принципы со временного позитивистского подхода (неопозитивизма):

•  использование в социологии методов естественных наук (сциентизм);

•  преобразование понятий в переменные (редукционизм);

•  полное количественное выражение социальных явлений (кванта фикация);

•  проверка истинности научных утверждений с помощью эмпирических процедур (верификация);

•  описательность изучения человеческого поведения и освобождение социологии от оценочных суждений (объективизм).

|К числу главных представителей этой методологии можно от нести американских ученых Джона Уотсона (1878—1958) и Берреса Скинера (р. 1904). Классический бихевиоризм рассматривает пове дение людей как совокупность их реакций на воздействия окру жающей среды по схеме: стимул — реакция"; С этой точки зрения социология может изучать только то, что Связано с открытым поведением людей; исследование процессов, протекающих в их со знании, ей недоступно. Дж. Уотсон подчеркивал, что при объективном изучении человека ученый «не наблюдает ничего такого, Чт ° он мог бы назвать сознанием, чувствованием, ощущением,

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Артемов Г. Политическая социология социологии 6 счастливый
Влияние ценностей на политическую жизнь анализ полученного в упомянутом выше исследовании фом
Остаток 2 частота единство
Второй причиной сни жения готовности к протесту служит установка населения россии
Назаров предложил рассматривать политическую культуру как совокупность

сайт копирайтеров Евгений