Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

воображением, волей...» [Уотсон Дж. Бихевиоризм. Хрестоматия по истории психологии. М, 1980. С. 35—36]. Осуществленная сторонниками подобных взглядов научная революция (30-е годы XX в.) означала переход от изучения сознания к изучению пове дения людей. Даже мышление бихевиористы стали трактовать как поведение — как «двигательную активность», выражающуюся в скрытых или открытых кинестатических (мануальных), вербальных (речевых) или висцеральных (эмоциональных) реакциях [Там же, 43—44].

\Деобихевиоризм (Джордж Хоманс — р. 1910 г . и Питер Блау — р. 1918 г .), разделяя основные принципы классического бихевиоризма, предлагает другую схему поведения: стимул — интерпрета ция — реакция. Он вводит в процесс изучения человеческого по ведения «промежуточные переменные» психологического характера, выражающие ненаблюдаемые элементы механизма мотивации этого поведения. Однако сторонники данного подхода уклоняются от анализа самого процесса интерпретации, ограничиваясь ре гистрацией внешних воздействий на психику и внешних поведен ческих ее ответов на эти воздействия. Основными методами изучения поведения представители этого подхода считают наблюдение и эксперимент, с помощью которого можно преднамеренно вызвать поведенческую реакцию людей и зафиксировать ее харак теристики.

В сфере политической социологии бихевиористы (Чарльз Мер- риам, Гарольд Лассуэлл, Пауль Лазарсфельд и др.) добились значи тельных успехов при изучении электорального поведения, разра ботке методики массовых анкетных опросов и лабораторных экс- периментов^Основным достоинством этого подхода служит точность воспроизведения актов социального действия и обусловлен ная этим возможность их математического моделирования. Недо статком данной методологии является недооценка значения внутренних механизмов мотивации социального действия* Д. Уолш пра вильно отмечает, что «человеческая деятельность и социальные процессы не могут быть сведены к наблюдаемым и измеряемым поведенческим характеристикам, рассматриваемым как прямой результат внешних воздействий» [Новые направления..., 86]. Поэтому бихевиоризм можно отнести скорее к детерминистскому, чем к конструктивистскому типу методологических ориентации.

К числу детерминистских методологий принадлежит и марксизм. Вслед за Марксом современные его последователи считают, что для объяснения поведения людей изучение их общественного положения имеет главное значение, а анализ их представлений и мо тивов — второстепенное. Современный марксизм включает в себя

[20]

множество различных течений, однако у него есть ряд общих по т ложений, благодаря которым он отличается от других подходов. Преодолев экономический редукционизм («экономизм») первоначального марксизма, современный марксизм исходит из того, что основой существования и развития общества является практика (материальная деятельность людей) и что она осуществляется под воздействием различных факторов (экономических, социальных, политических и духовных). Однако все эти факторы образуют не внешний, а внутренний момент самой практики, которая складывается из продолжительных действий значительных масс людей (народов и классов).

Сведение индивидуального к социальному, а социального к классовому остается отличительным признаком марксистской ори ентации. Классовый подход помогает выявлять объективные и субъективные факторы, порождающие кризисы и конфликты в развитии общественных систем, а также находить пути их устране ния. Современная теория социальных конфликтов многим обязана марксизму, который разрабатывался не только как методология со циального познания, но и как технология практического социаль ного действия, обеспечивающего поступательный переход от одних форм организации общественной жизни к другим. Недостатком марксистской методологии является деперсонификация практики, обусловливающая недооценку роли ее личностных факторов.

(Функционализм представляет собой другой вариант методологи ческой ориентации детерминистского направления, акцентирую щей внимание социологов на институциональных аспектах соци ального действия. Наиболее яркие представители этой ориента ции — американские социологи Толкотт Парсонс (1902—1979) и Роберт Мертон (р. 1910)Д Опираясь на ряд идей, сформулирован ных Контом и Дюркгеймом, Парсонс разработал методологию системного функционализма ""[Американская социологическая мысль, 448—479]. Он исходил из того, что общество представляет собой систему социального действия, все элементы которой осу ществляют взаимосвязанные задачи, или функции (от лат. functio — исполнение). В процессе взаимодействия с окружающей средой общество способно поддерживать состояние динамического равновесия с помощью изменения своих параметров в соответствии с изменениями среды. Основными функциями социальной системы являются:

•  адаптация к изменению внешней среды;

•  Целедостижение;

•  интеграция; ,

•  поддержание образцов поведения.

[21]

Механизм саморегуляции социальной системы имеет четыре уровня: первичный (индивиды и коллективы), управленческий (ор ганизации), институциональный (структуры и нормы) и социеталь- ный (ценности). Чем выше уровень, тем больше степень целост ности системы. Если на первичном (низшем) уровне преобладают обособленность и дифференциация, то на высшем — единство и интеграция. Интеграция обеспечивает гармоничное и согласованное функционирование и изменение всех частей социальной сис темы. Индивиды принимают участие во всех процессах социально го взаимодействия посредством вьшолнения различных социальных ролей — требований к поведению человека, обусловленных его социальным статусом. Усвоению ролей способствует социализация — приобщение индивидов к нормам и ценностям, существующим в обществе.

Современное общество сформировалось постепенно, благодаря трем революциям: промышленной (отделившей политическую под систему от экономической), демократической (отделившей соци альное сообщество от политической подсистемы) и образователь ной (отделившей от социального сообщества систему поддержания культурного образца). Органическая целостность и стабильность современного общества обеспечиваются на основе согласия боль шинства его членов с принятыми в нем базовыми ценностями. Эти и другие положения функционального подхода Парсонса оказали значительное влияние на всю современную социологию, несмотря на то, что его критиковали и продолжают критиковать за излишнюю усложненность, биологизм, преувеличение роли ста бильности и интеграции в жизни общества, а также за преумень шение роли конфликтов и личностей (с их потребностями, интере сами и мотивами).

Американский социолог Роберт Мертон предложил другой ва риант функционального подхода. Он призвал социологов отказаться от создания общих социологических теорий и заняться разра боткой теорий среднего уровня, связывающих эти общие теории с рабочими гипотезами, возникающими в ходе эмпирических иссле дований. Мертон понимает под функциями наблюдаемые следст вия приспособления системы к среде. Он конкретизировал методо логию функционального анализа и критически переосмыслил принципы (постулаты) этого подхода: 1) функциональное единст во; 2) функциональную универсальность; 3) функциональную не обходимость [Американская социологическая мысль, 388—399]. Со гласно первому постулату, различные устойчивые социальные и культурные образования (формы) выполняют значимые для всей общественной системы позитивные задачи, способствующие ее адаптации к условиям среды, стабилизации и интеграции ее эле-

[22]

ментов. В свою очередь Мертон показал, что задачи могут иметь Н е только позитивный характер (повышение уровня организации и интеграция элементов социокультурной системы), но и негатив ный (снижение уровня организации и дезинтеграция этих элемен тов). В первом случае эти задачи называются функциями, во вто- р 0М __ дисфункциями. И первые, и вторые одинаково необходимы для обеспечения существования и развития общества. Дезорганиза ция и замена нежизнеспособных элементов общественной системы в такой же степени способствуют успешной ее саморегуляции и приспособлению к меняющейся внешней среде, как образование и укрепление элементов жизнеспособных.

Из второго постулата следует, что все без исключения элементы общественной системы функциональны. В противовес этому Мер тон доказал, что каждый элемент данной системы может быть одновременно и функциональным, и дисфункциональным. На ос нове третьего постулата можно было сделать вывод о том, что за каждым элементом социальной системы закреплена определенная незаменимая функция. В противоположность этому положению Мертон ввел понятие функциональных альтернатив, эквивалентов и заменителей. Он также показал, что функции одних элементов проявляются в открытой (явной) форме и осознаются людьми, а функции других — в скрытой (латентной) форме и не осознаются людьми.

В отличие от Парсонса, уделявшего главное внимание изучению механизмов социальной интеграции, Мертон акцентирует внимание на исследовании деструктивных социальных явлений и про цессов, обусловленных внутренними противоречиями и деформа циями общественной системы. В разработанном им варианте тео рии аномии (понятие ввел Дюркгейм) последняя рассматривается как кризис моральных ценностей, наблюдаемый на индустриаль ной стадии развития общества. Под руководством Мертона были реализованы многочисленные исследовательские проекты, посвященные анализу средств массовой коммуникации в США (пресса, телевидение, радио), отклоняющегося поведения и др.

Общим для разных вариантов функционализма является преимущественная ориентация на изучение объективных, внешних факторов социального действия и недооценка роли субъективных, внутренних факторов такого действия, обусловленных осознанной и неосознанной активностью людей. Изучению этих факторов были посвящены разработки представителей конструктивистского направления, к которому относятся структурализм, символический Ин теракционизм и феноменология.

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Наиболее часто используется ортогональное вращение с помощью метода варимакс
Артемов Г. Политическая социология социологии 7 персонал
Артемов Г. Политическая социология социологии 8 частота
Страна местная компетентность национальная компетентность nbsp
Артемов Г. Политическая социология социологии 12 частота

сайт копирайтеров Евгений