Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Идеологически — ничего. Идеологически можно только защищать ее, с точки зрения подлинного христианства, с точки зрения социализма, с точки зрения разума и науки.

Возражать против нее можно только так, как возражал некогда Рябушинский: от "костлявой руки голода". Без нас-де, дураки, не проживете. К нам же и вернетесь.

И на этом построены теперь все надежды произносящих "жалкие" слова. Что в этом есть все, что угодно, кроме "благородства", это прямо сказал и всем своим образом действий доказывает Нансен. Вот настоящий "академист", вот настоящий "ученый". Вместе со всеми "благородными" людьми Европы и Америки он помогает советской России преодолеть "костлявую руку голода".

А ведь только это и надо теперь советской России. Надо преодолеть "экономику". Когда она это сделает, когда будет хлеб, топливо, когда не над чем будет ядовитничать проф. Шимкевичу, тогда придется убрать прочь и выступления проф. Сорокина, хотя бы у него к тому времени и выросли зубы мудрости.

"Идеология" уже сломана, или, лучше сказать, разоблачена в своих противоречиях. И молодые умы, масса студенчества это чувствует. На очереди теперь "экономика". Надо перестроить на новых началах хозяйственную жизнь. Приверженцы "идеалов" должны этому помогать, а не противодействовать. Все, что есть честного, благородного, интеллигентного, должно помогать советской России, как это делает Нансен; помогать - сперва преодолеть голод, а потом и построить общественное хозяйство.

Задача не легка, но вовсе не неосуществима. Тут и проф. Сорокин, невзначай,

517

обмолвился хорошим словом. Он сравнил нашу эпоху с эпохой Петра. Сравнение правильное. Проф. Сорокин пугает только кладбищем. Но ведь это от его усердия не по разуму. После Петра и всех его методов было не кладбище, а наступила "европеизация" России. То же самое будет и после нашей эпохи: не кладбище, а еще более великое дело: "социализация", и не одной России, а всего мира. Кто не будет трудиться, тот не будет есть. Не станет больше "обремененных" на земле.

Вы возражаете, - вы думаете, что раньше нас задушит "костлявая рука голода"? Так покажите же "благородство", разжимайте эту руку из всех ваших сил. Авось, нам это удастся. Авось, эта рука так и не задушит советской России. Нансен это делает и он не теряет надежды на успех. А если это не удастся, он знает и виновных: это те, кто не хотели помогать; кто, имея хлеб, протягивали камень; кто хочет вернуть Россию к прошлому, если не мечом, так голодом.

Молодежь чутка. Руководители зовут ее назад. Но она уже сомневается в прошлом. Она испытующе смотрит на настоящее. Она прислушивается к будущему".

СОСТОЯНИЕ РУССКОЙ СОЦИОЛОГИИ

- ЗА 1918-1922 гг.

Печатается по тексту: Новая русская книга. Берлин, 1922, № 10, с. 7-10.

Сорокин умалчивает о своем участии в "Научном обществе марксистов". Его заявление с просьбой о приеме в общество опубликовано в журнале "Социологические исследования", 1987, № 5.

СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ РОССИИ

Книга издана в Праге книгоиздательством "Хутор" в 1922 г. (на обложке - 1923 г.). В России впервые опубликована журналом "Новый мир", 1992, №№ 4-5.

1* Фридрих Ратцель (1844-1904) - нем. этнограф и социолог; М.М. Ковалевский (18511916) -рус. юрист, историк и социолог, основатель Высшей Русской школы социальных наук в Париже (1914), учитель Сорокина; Селестен Шарль Бугле (1870-1940) - фр. социолог, пред-ставитель дюркгеймовской социологической школы, автор книги "Lecons de sociologie sur l'evolution des valeurs" (Paris, 1922); A. Kocr - фр. социолог, автор книги "L'experience des peuples" (Paris, 1900), в которой доказывал, что "поступательное движение народонаселения является основной причиной изменений в формах производства" (Цит. по кн.: Ковалевский М. Социология. СПб., 1910, т. 1, с. 100). О "значении количества населения для судеб государства и общества" Ф. Ратцель, в частности, писал; "В густом населении заключается не только прочность и порука энергичного развития, но и непосредственный стимул культуры. Чем ближе люди соприкасаются между собою, тем ближе они принимают участие друг в друге, тем менее погибает культурных приобретений, тем выше поднимается соревнование в проявлении сил. Умножение и укрепление численности народа находится в самой тесной связи с развитием культуры; редкое население в обширной области связано с низкой культурой; в старых и новых культурных центрах мы видим плотно скученные народные массы" (Ратцель Ф. Народоведение. СПб., 1900, т. 1, с. 11). См. также сб. "Народонаселение" (М., 1897), составленный из статей виднейших демографов и социологов

своего времени. о*

Т.е. за период с августа 1914 г. (вступление России в мировую войну) до ноября 1920 г.

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Сразу после статьи сорокина опубликовано стихотворение а
Сорокина
Это превращало нашу интеллигенцию в quot
Экономист
Социолог

сайт копирайтеров Евгений