Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

4) Перейдем теперь к основным социологическим проблемам. Понятие социологии гр. Бухарина, как наиболее общей из общественной науки трафаретно и на нем нечего останавливаться. Довольно шаблонно и его понятие общества, понимаемого как "наиболее широкая система взаимодействий, обнимающая все длительные взаимодействия между людьми" (92,95).

Эта шаблонность не мешает ему быть расплывчато-неопределенным (что значит - наиболее широкая система? каков предел длительности? и т.д.).

Правильно здесь то, что автор считает общество реальной совокуп-

399

ностью и делает его признаком - факт взаимодействия, которого еще та недавно чурались и который даже высмеивали марксисты. Неправильн<1 что он за пределами ряда коллективных единств или групп ищет какое-то единое "общество", отличное от всех их и не сводящееся к простому населению. Мной во II т. моей "Системы" была дана критика таюэй концепции. Она либо бессодержательная, либо ведет к замене "общества вообще" какой-нибудь частной группировкой, либо приводит к теории самодостаточности, развитой у нас K.M. Тахтаревым, не очень-то в чести находящимся у гр. Бухарина. К этим минусам в дальнейшем присоединяется новые. Обсуждая проблему социальной связи, гр. Бухарин видит ее в связи трудовой и соответственно с этим неожиданно суживает приведенное определение общества, присоединяя к нему признак "трудовой связи", т.е. "сознательной или бессознательной работы людей друг на друга" (93-95). Такое добавление, совсем опять-таки не новое и развитие буржуазным Новиковым, совсем запутывает дело. Будет ли трудовой связью связь других групп, из которых одна военным путем систематически грабит другую? Если да, то не превращается ли понятие трудовой связи в ярлык, обнимающий все виды взаимодействия, а стало быть, в пустое слово, ничего не прибавляющее к последнему? Если нет, как видно отчасти из контекста (с. 110), то, стало быть, взаимодействие может быть и не трудовое, стало быть, реальные совокупности возникают и существуют - иногда очень долго - вне этой связи, а это значит, что к ней социальную связь нельзя сводить, нельзя, следовательно, делать этот частный, хотя и важный признак общим признаком общества...

5) Наиболее интересными и ценными главами книги гр. Бухарина являются главы, трактующие о равновесии общества с природой и элементов первого друг с другом, а затем глава, посвященная учению о нарушении и восстановлении общественного равновесия. Не скажу, чтобы эта трактовка была новой. В труде "буржуазного" Парето (Trattato di sociologia generale, т. П, гл.: О равновесии общества) мы находим более глубокую трактовку тех же вопросов.

Но оставляя в стороне эту новизну, эти главы книги Бухарина прочтутся с пользой. Правильно, что для возможности существования общества нужно прежде всего равновесие с природой как и его средой, что в силу этого "обмен веществ" между ними должен быть постоянным. В этой плоскости процессы производства и воспроизводства являются весьма важными. Но совершенно неправильно отсюда делается вывод о том, что primuin movens2* общественных процессов являются производительные силы (техника) общества, что она основная "независимая переменная", а все остальное - нечто производное и второстепенное. Следуя марксистской, догме, гр. Бухарин строит такой причинный ряд "факторов": 1) производительные силы, 2) экономика или производственные отношения, 3) социальная психология, 4) идеология и духовная жизнь общества в ее различных формах (131-137, 262-265, 268 и др.). Я не возражал бы против такого ряда, если бы он не был методическим приемом, не исключающим другие. Вполне допустимо взять "независимой переменной" "производительные силы общества" и искать функциональные или корреляционные связи между их варьированием и варьиро-

400

ванием других видов социальных явлений. Но при такой функциональной (ai не причинно-следственной) постановке дела столь же законными являются и другие приемы, берущие "независимыми переменными" любой разряд социальных явлений (право, науку, религию и др.) или явлений среЬы и рассматривающие другие явления (в том числе и произвол, силы) кан их "функции". Так как между различными разрядами обществ. явлений фактически существует не одностороннее причинно-следственное отношение, а отношение двусторонней взаимозависимости (что не отрицает и гр. Бухарин в виде признания "обратного действия" "надстроек" на "базис" (316 и др.), то такая функциональная постановка является единственно правильной.

Гу. Бухарин, однако, недостаточно осознавший различие этой функциональной (обратимо-двусторонней) и причинно-следственной (необратимоодносторонней) точек зрения стоит на последней, а потому свой ряд выставляет как ряд, исключающий все другие точки зрения. За такой устарелый монизм ему приходится расплачиваться большими логическими и фактическими грехами. Укажу на некоторые из них.

Если единственным primum movens общественных изменений являются производительные силы, то встает вопрос: чем же вызывается изменение их самих? Ответ гласит: "они изменяются под обратным влиянием базиса и всех надстроек" (316). Не равносильно ли это отрицанию самого тезиса о первичности этого primum movens? Раз получается круг, то от исследователя зависит, что он возьмет в качестве "независимой переменной" в этом кругу: явление ли а (произвол, силы) или явление Ь ("надстройки") и что будет рассматривать в качестве "функции". Раз b обратно влияет на а, то с таким же правом я могу взять его в качестве "аргумента" и, изучая варьирование последнего, смотреть на варьирование "а" как на "функцию". Это ясно, как день.

Далее. Ошибочная причинно-следовательнная позиция гр. Бухарина заставляет его грешить и логически. Существо причинно-следственной связи в том и заключается, что здесь связь односторонняя, не позволяющая причине и следствию меняться местами. Если а есть причина &, а b следствие а, то это отношение не может быть обратимо, не может b стать причиной а. Ибо в таком случае мы имели бы не причинноследственную связь, а связь взаимозависимости, функциональную (обратимую), где не приходится говорить о причине и следствии, о первом факторе и производных. Гр. Бухарин, не желающий отказаться от "монизма" и причинности, но не осмеливающийся в то же время отрицать роль "надстроек", волей-неволей вынужден искать выход в ...обратном действии следствия (надстроек) на причину (произв. силы). А это значит, что этим он сводит "на нет" всю причинную концепцию, уничтожая тезис о первичности "произвол, сил", противоречит себе и искажает понятие причинно-следственной связи. Грехи довольно серьезные.

Этими грехами дело не исчерпывается.

Последовательно приведенный тезис гр. Бухарина означает, что все общественные изменения в конечном счете есть функция одной независимой переменной - состояния производительных сил (а). Короче:

401

"Все =/(й)". Не нужно большого размышления, чтобы признать вздорнс такую теорему. Одно и то же а (состояние производительных сил) не дает одни и те же эффекты в обществе готтентотов и англосаксов, п^эд тропиками и в полярных странах, среди людей ленивых и трудолюбивых, в обществе разбойников и правовом. А это значит, что играет рол^> и раса (А), и характер природной среды (с), и характер рефлексов населения (а), и т.д. Если же так, то, очевидно, нельзя исключать ни Ь, ни с, ни d и т.д., и предыдущую формулу приходится переделать в такой вид: "все = =/(о, Ь, с, d...), т.е. рассматривать исторические явления как функцию многих независимых переменных, т.е. приходить к столь нелюбимому гр. Бухариным плюрализму. И он, собственно говоря, и приходит к нему. Но, желая быть "монистом", догматически открещивается от него и в итоге плодит одно самопротиворечие за другим. Так, на с. 113 мы читаем: "состояние природы (климат, характер поверхности, берега и т.д.) в данном месте и в данном времени не могут не воздействовать на человеческое общество". Ниже (133 и ел.) ему приходится ощущать это, ибо догма требует сведения всего к производительным силам.

Из учения о равновесии общества следует, что для существования его необходимо не только воспроизводство средств существования, но и самих людей, иначе общество вымрет. А отсюда следует роль демографического фактора. Монизм гр. Бухарина заставляет отрицать эту роль и (horribile dictu)3* заставляет его своими словами формулировать 1-й закон народонаселения Мальтуса (135 с.), указывая, что "от степени развития производительных сил зависит самая возможность прироста населения". Верно? - Да, хотя и не всегда рост производительных сил влечет рост населения. Но не столь ли же верно и обратное положение, гласящее: быстрота размножения, степень плотности и количества населения обусловливают и движение производительных сил. Неужели же не ясно, что здесь мы имеем отношение взаимозависимости, а след., позволительно взять независимой переменной любое из этих явлений: и производ. силы, и демографический фактор. Пора бы, кажется, усвоить столь простые вещи.

Такие же злоключения испытывает гр. Бухарин и с расовым фактором (кстати, изложив расовую теорию совершенно неверно — сведя ее к теории "исторических" и "неисторических" народов и не указав ни одного серьезного труда по этому вопросу (с. 139—142). Впрочем, здесь он решительнее. Он смело отрицает расовые признаки и говорит, что они довольно легко меняются с изменением условий существования. Боюсь, что биологи и антропологи (Sergi, Morselli, школа Гальтона, Пирсона и др.) улыбнутся в ответ на такую смелость. Впрочем, гр. Бухарин легко может парировать их критику простой ссылкой на их "буржуазность". То же видим и дальше, в отношении других "факторов". В одном месте он считает их следствиями производительных сил, в другом - причиной их и так качается "семо и овамо", перетаскивая причины на место следствий и последние на место первых.

6) Последняя глава посвящена проблеме классов. Ввиду того, что автор здесь примыкает к взглядам, развитым С.И. Солнцевым, критика которых дана мной во II т. "Системы социологии", я не буду останавливаться на этой главе. Отмечу только, что гр. Бухарин не отрицает и

402

других форм социального расслоения, помимо классовой группировки, и идет здесь даже так далеко, что признает социальные группировки, подобные обществу шахматистов, и влияние их на психику своих членов

(см с. 247-48).

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

У ряда военных профессионалов
Деформация таблицы
Лежащие в основе детерминирования человеческого поведения в профессиональной деятельности
Такой человек был бы побежден другими более эластичными организмами
Распрягли лошадей

сайт копирайтеров Евгений