Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Маркс и Энгельс разработали основные понятия социологической науки: «собственность», «класс», «государство», «общественное сознание», «личность» и т. д., блестяще применили исключительно важный системный анализ общества, подвергли обстоятельному теоретическому и эмпирическому исследованию современное им общество, получившее впоследствии название «классического капитализма». Важной заслугой их является также разработка и широкое использование конкретно-социологических методов исследования. Вместе с тем они не избежали и ошибок, главным образом в области социального прогнозирования.

В дальнейшем марксистскую социологию более или менее последовательно и успешно развивали многочисленные ученики и последователи Маркса и Энгельса: в Германии — Ф. Меринг, К. Каутский и др., в России — Г. В. Плеханов, В. И. Ленин и др., в Италии — А. Лабриола, А. Грамши и др.Теоретическое и методологическое значение марксистской социологии сохраняется по сей день.

Основателем позитивистской социологии является французский ученый и философ О. КОНТ (1798—1857). Именно он ввел в научный оборот сам термин «социология»*, стремясь, с одной стороны, подчеркнуть самостоятельность, автономность науки об обществе, ее принципиальное отличие от господствовавших продолжительное время социальной философии и философии истории. С другой стороны, О. Конт указал на общность «новой науки об обществе» с естественнонаучными дисциплинами, в частности с физикой, призванными изучать исключительно эмпирический материал — «позитивные факты». (Известно, что первоначально О. Конт намеривался использовать термин «социальная физика» и отказался от него только по той причине, что так назвал ранее науку об обществе бельгийский ученый-математик А. Кетле). По мысли О. Конта, социология должна взять на вооружение методы естественнонаучных дисциплин, в частности наблюдение, эксперимент. Большое значение придавал О. Конт и такому методу в социологии, как сравнительный анализ. Больше всего заботит О. Конта то, что освободило бы новую социальную дисциплину — социологию - от общих, абстрактных умозрительных рассуждений, метафизического теоретизирования, столь свойственных прошлой социальной философии. Закладывая основания новой науки об обществе - «позитивной» (в понятие «позитивный» О. Конт вкладывал пять значений: «реальное» в противовес «химерическому», «полезное» в противовес «негодному», «достоверное» в противовес «сомнительному», «точное» в противовес «смутному», «организующее» в противовес «разрушительному»), французский ученый формулирует ее основополагающие принципы: натурализм, органицизм и эволюционизм. Натурализм означает объяснение общественных закономерностей в более или менее строгом соответствии с природными закономерностями. Органицизм требует описания общества как цельной системы (в противоположность механистическим моделям, воспроизводящим общество в виде агрегата элементов). Эволюционизм нацеливает на анализ общественной истории как преимущественно эволюционного, медленного непрерывного процесса.

* Установлено, что впервые термин "социология" Конт употребил на одной из лекций "Курса позитивной философии" в 1839 году. Рассматривая общество как «организм»и руководствуясь идеей «прогресса» и «порядка», О. Конт выделяет достаточно специфические и не сводимые друг к другу два ряда социальных законов: «законы статики» и «законы динамики». Первые — законы порядка, организации и функционирования социальных систем. Именно они лежат в основе социального консенсуса (согласия). Назначение государства, правительств и других социальных институтов и заключается в обеспечении действия законов этого ряда. Напротив, такие явления, как разделение труда, индивидуализм и эгоизм служат во многих случаях источником распада социальных систем, прекращения социальной жизни. Среди институтов, обеспечивающих гармоничное, согласованное функционирование общественной системы, О. Конт подробно анализирует семью, некоторые формы кооперации; значительное внимание он уделяет религии, морали, обычаям, существенно недооценивая, однако, роль в этих процессах экономики, материальных факторов.

Второй ряд законов обеспечивает социальный прогресс. Этот ряд составляют первичные и вторичные факторы. Первичные факторы — духовные, вторичные — «природные»: климат, прирост населения, продолжительность человеческой жизни и т.п. Главную роль, как считал Конт, в прогрессе человечества играют первичные факторы, вторичные способны оказывать лишь сопутствующее действие, т.е, либо ускорять, либо замедлять действие первичных факторов.

Таким образом, главная роль в человеческой истории, по Конту, принадлежит разуму, духу, сознанию. И вся история человеческого рода соответственно подразделяется О. Контом на три периода: теологический, метафизический и позитивный. Теологический период, включающий, в свою очередь, фетишизм, политеизм и монотеизм, Конт связывает с ранней историей человеческого общества, когда господствуют разные формы «фиктивного» сознания. Метафизический период (1300—1800 гг.) характеризуется расцветом многообразных философских и идеологических систем, оторванных от реальных условий, что в конце концов привело людей к философскому сомнению, моральной испорченности, а общество — к политическим беспорядкам. Новое общество должно основываться на «новой религии» — «позитивизме», систему которого и разрабатывает Конт в своих основных трудах: «Курс позитивной философии», «Система позитивной политики, или Трактат, устанавливающий религию человечества» и др. Рассматривая исторический прогресс, Конт подчеркивает огромную роль в нем преемственности, традиции. В его «Позитивистском катехизисе» встречается положение, которое расценивается обычно как принцип традиционализма: «Живые всегда, и все более и более, управляются умершими: таков фундаментальный закон человеческого порядка».

В своих рассуждениях О. Конт руководствовался принципом «множественности факторов» исторического процесса. Тем самым была заложена характерная для всей позитивистской социологии традиция плюрализма. Позитивистская социология формально не представляет собой единой научной школы, единого научного течения (что более свойственно марксистской социологии). Позитивистская социология разбивается на ряд школ, учений, направлений, в ряде случаев чрезвычайно слабо связанных друг с другом.

Наиболее видным продолжателем традиций позитивизма в социологии является французский ученый Э. ДЮРКГЕЙМ (1858- 1917). С его именем связаны появление целой школы, а также процесс институциализации социологической науки, получивший в дальнейшем мировое распространение. Основные работы Э. Дюркгейма: «Метод социологии», «О разделении общественного труда», «Самоубийство. Социологический этюд», «Элементарные формы религиозной жизни» и др.

Дюркгейм, как и Конт, считал, что общество представляет собой особую, специфическую, самостоятельно существующую реальность. Такой подход нашел свое выражение в принципе социологизма, сформулированном и введенном в научный оборот Дюркгеймом. Этот принцип имеет важное мировоззренческое и методологическое значение. В мировоззренческом отношении он обязывает ученого исходить из признания автономии общества по отношению к другим формам реального мира, в частности биологической и психологической, а также из признания надындивидуальной природы собственно социального. В методологическом отношении принцип социологизма обязывает рассматривать социологию в качестве самостоятельной науки со своим предметом, специфическими методами познания, понятийным аппаратом и т.д. Задача социолога, по Дюркгейму, — объяснять «социальное социальным».

Основу «социального» составляют «социальные факты». Вводя в научный оборот понятие «социального факта», Дюркгейм имел в виду, что эти факты не сводятся к каким-либо отдельным проявлениям — экономическим, политическим, нравственным, психическим и т.п. Напротив, последние интегрируются в «социальном, факте», а тот, в свою очередь, как объективная реальность воздействует на индивидов, причем в своем сознании люди связывают эту реальность с принудительной силой. Задачей социологии и является изучение природы «социальных фактов», а также их действия на поведение, образ мыслей и взаимоотношения людей. «Социальные факты нужно рассматривать как вещи», — утверждает Дюркгейм.

В соответствии с таким подходом он разрабатывает целую систему методов социологического исследования, которые выстраиваются в два общих ряда: «причинных» и «функциональных». «Причинный» анализ направлен на изучение зависимости социального явления от социальной среды. «Функциональный», или, точнее, структурно-функциональный анализ, применяется на том основании, как считал Дюркгейм, что общество представляет собой особый организм. С последним обстоятельством связаны очень важные понятия в учении Дюркгейма: «нормы» и «аномии ». Если «норма» свидетельствует о состоянии социального здоровья, то «аномия» — показатель социального заболевания, недуга, вызванного распадом социальных связей.

Считая, что предметом социологии являются «социальные факты», Дюркгейм подразделяет их на «морфологические» и «духовные». Первые составляют «материальный субстрат общества» (население, средства сообщения, жилище и т.д.). Вторичные воплощают «коллективные представления» (религия, мораль, право и т.д.). Исследование «коллективных» форм сознания занимает в трудах Дюркгейма значительное место.

Центральной проблемой в учении французского социолога является общественная связь, или солидарность. Дюркгейм показывает, что общество возникает и развивается как формы человеческой солидарности, причем исторически осуществляется переход, по его терминологии, от «механической», основанной на неразвитости, сходстве, невыделенности индивидов из общего целого, к «органической» солидарности, утверждающейся с разделением труда. Этот переход и образует содержание общественного прогресса.

Заслуживает внимания подход к обществу как к преимущественно нравственному образованию. Дюркгейм прекрасно понимал, какое фундаментальное значение имеют в человеческой жизни моральные основания. Указывая на связующую роль нравственности французский социолог рассматривал под этим углом зрения и религию. Последняя означает не столько веру в Бога, сколько верования и обряды, объединяющие людей в «одну моральную общину»,

Книга «Самоубийство», опубликованная в 1897 году, может служить и в настоящее время образцом органичного сочетания социологической теории и эмпирического материала. Тут на основе статистики Дюркгейм устанавливает корреляции суицида и нормативных ценностей общества. Так, эгоистическое самоубийство преобладает в обществе, для которого характерны слабые связи между индивидами. Альтруистическое самоубийство показательно для общества, которое целиком поглощает человеческую личность. Анемическое самоубийство вызывается социальным состоянием аномии *.

Возникновение социологического антипозитивизма связано с неудовлетворенностью исследователей, считавших позитивистскую социологию ограниченной, попавшей в плен «фактического материала». С дальнейшим развитием философии отчетливо обнаружилась тяга к теоретическим обобщениям. В числе основателей антипозитивистского течения видное место занимает немецкий ученый В. ДИЛЬТЕЙ (1833—1911).

Центральным понятием в его учении является «понимание». Это связано с тем, что общество представляет собой принципиально иную реальность, нежели природа. В обществе живут и взаимодействуют люди, наделенные психикой и сознанием. И если основным методом наук о природе является «объяснение», то в обществе на первый план выдвигается «вживание» в жизнь, «вчувствование» культуры и т.п. Другими словами, главную роль в постижении социальной реальности начинает играть «понимание», заключающее в себе особый опыт общественной жизни в формах душевно-духовного постижения социальной действительности.

Первоначально такой подход нашел свое воплощение у Дильтея в его «понимающей психологии», от которой он в дальнейшем переходит к социологии. Последняя обращена не столько к объективным связям и отношениям в социальном мире, сколько к чувствам и переживаниям людей, к их внутреннему миру. Центральной задачей науки социологии, по Дильтею, является проникнове-

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

История буржуазной социологии первой половины xx века

Еще многие другие социологические теории

сайт копирайтеров Евгений