Пиши и продавай! |
>
Плахов В. Западная социологияВведение Рекомендовано учебно-методической комиссией УМО по педагогическому образованию университетов Российской Федерации Плахов В. Д. ISBN 5-8064-0288-6 История социологии богата многими замечательными именами, каждое из которых занимает достойное место и заслуживает при всех условиях почтительного отношения. В этом разделе мы поговорим прежде всего о тех, кто закладывал фундамент нового здания, которое и получило во второй половине XIX столетия название «социология». Этих ученых, независимо от их убеждений, политической ориентации, идеологических пристрастий, по праву называют «классиками». Все они — люди научного подвига, ученые-первооткрыватели. Именно они поставили и решали (разумеется, по-своему, соответственно уровню, научного и культурного развития исторической эпохи) проблемы, определившие лицо формирующейся новой научной дисциплины. Основоположниками марксистской социологии являются К. МАРКС (1818—1883) и Ф. ЭНГЕЛЬС (1820—1895). Мировоззренческой и методологической основой марксистской социологии выступает диалектический материализм. Это, в частности, предопределило глубокую органичную связь социологической теории марксизма с эмпирическим материалом, которая нашла свое воплощение в таких трудах Маркса и Энгельса, как «Капитал», «Положение рабочего класса в Англии» и др. Другой важной особенностью марксистской социологии является ее принципиальная политическая и идеологическая направленность. Маркс и Энгельс всегда открыто признавали, что их учение выражает мироотношение рабочего класса, они последовательно отстаивали принцип партийности общественных наук. Отличительной чертой марксистской теоретической социологии, как и вообще марксизма-ленинизма, является также тесная связь с революционной практикой. Марксистская социология собственно перерастает рамки науки в общепринятом смысле, она становится целым, самостоятельным идейно-практическим движением масс, формой общественного сознания в целом ряде стран, придерживавшихся и придерживающихся социалистической ориентации. Социологическая концепция марксизма сводится к следующему: 1. Общественное бытие определяет общественное сознание. 2. Материальные общественные отношения являются первичными, идеологические отношения — вторичны. 3. Определяющую роль во всем укладе общественной жизни играет в конечном счете способ производства материальных благ. 4. Экономический базис определяет политическую, правовую, религиозную и прочие надстройки; вместе с тем надстрочные отношения и учреждения, в частности государство, активно воздействуют со своей стороны на экономический уклад (базис). 5. Развитие общества есть естественноисторический процесс. 6. Источником общественного развития являются противоречия, в частности, между классами, соответственно движущей силой в классово-антагонистическом обществе является классовая борьба. 7. Общественный прогресс представляет собой процесс движения от одной, низшей, общественно-экономической формации к другой, высшей, общественно-экономической формации; в его основе лежит прогресс производительных сил общества. 8. Переход от одной общественно-экономической формации к другой означает социальную революцию, она не совершается, пока, не созреют в обществе необходимые социальные, прежде всего материальные, предпосылки. 9. Капитализм есть последняя классово-эксплуататорская, основанная на частной собственности общественно-экономическая формация. Захватив в ходе пролетарской революции политическую власть и установив свою диктатуру, пролетариат последовательно ликвидирует себя как класс, а -вместе с тем и вообще классовое деление общества и устанавливает бесклассовую, безгосударственную, основанную на общественной собственности цивилизацию — коммунизм, где утвердится общественное самоуправление и свободное развитие каждого станет условием свободного развития всех. 10. Человеческая личность есть воплощение социальных качеств, совокупность (ансамбль) общественных отношений.
|
|
|
|