Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Профессиональный комплекс уходит корнями в античную древность и Средние века, особенно там, где речь идет о деятельности священнослужителей, юристов и медиков. Новый этап начался, когда во главу угла в конце XIX в. была поставлена научная компетентность сначала в юриспруденции и в «научной медицине», а затем во многих отраслях инженерного дела и прикладных наук, а равно и в областях социально-поведенческого цикла.

Требуемой для профессиональной деятельности компетентности, как правило, достигают только с помощью продвинутого формального образования, которое сосредоточено сегодня в академических условиях. Современный университет поэтому стал замковым камнем профессиональной арки. Профессия в самом чистом виде — это академическая профессия, профессия поиска и передачи знаний. Она окружена кольцом профессий, посвященных приложению знаний к задачам общественного порядка (право), здоровья (медицина), эффективности государственных и частных организаций (администрация), эффективного использования ресурсов вне социальной среды (технология) и т.д. 23

Таким образом, революция в образовании через развитие академического комплекса и каналов практического применения научных разработок дала старт преобразованию всей структуры современного общества. Сверх всего она уменьшает важность двух главных объектов идеологического внимания — рынка и бюрократической организации. На передний план выдвигается организация по принципу ассоциации, особенно в ее коллегиальной форме

4 См Parsons T Professions/yinternational Encyclopedia of the Social Sciences NY Macmillan, 1968 ъ Ibid

131

ВОСПРОИЗВОДСТВО ОБРАЗЦА И СОЦИЕТАЛЬНОЕ СООБЩЕСТВО

Как мы объяснили выше, воспроизводство образца является одной из четырех основных функциональных потребностей любого общества (или иной системы действия). Мы определяем ее, во-первых, как поддержание основного образца институционализи-рованных в обществе ценностей и, во-вторых, как оформление и поддержание надлежащих мотивационных обязательств индивидов перед обществом. Прослеженные нами преобразования в религиозной и образовательной сферах представляют собой крупный сдвиг в американской системе сохранения образца.

Если сравнивать плюрализацию американского религиозного комплекса, увенчавшуюся включением больших непротестантских групп, с тем, как действовала старая государственная церковь, то в каком-то смысле ее можно рассматривать как процесс дальнейшей «секуляризации». Поскольку ценности общества уходят своими корнями в религию, одним из возможных последствий плюра-лизации религии является разрушение морального или ценностного консенсуса. В Соединенных Штатах, однако, такого разрушения в общем не произошло. Гораздо важнее оказался процесс поднятия уровня генерализации ценностей. В основе своей моральное единство сохранилось, но моральные ценности теперь определялись на более абстрактном уровне, чем в европейских обществах, где было институционализировано религиозное единообразие. Эти высокообобщенные ценности через конкретизацию применяются в многочисленных структурных контекстах, необходимых современному обществу. Таким образом, мы настаиваем на том, что американское общество и другие современные общества, хотя и несколько иным путем, сохранили прочные моральные устои, пережившие религиозный плюрализм и секуляризацию и даже укрепившиеся благодаря им.

Нынешняя социальная структура характеризуется особого рода интеграцией с культурной системой. В некотором смысле современность началась с разделения присущей Средневековью слитности общества с религией, в результате чего стали возможными Ренессанс и Реформация. С тех пор социетальная система претерпела целый ряд «деклараций независимости», освобождающих ее от пристального культурного и тем более религиозного «надзора». Эта независимость успешно осуществлялась в трех главных направлениях — в направлении установления правового порядка, впервые институционализированного в Англии XVII в.; национально-политического порядка, в первую очередь в предреволюцион-

132

ной Франции; и рыночно-экономического порядка, утверждавшегося вслед за промышленной революцией.

На новейшей стадии развития актуализируется изначальное значение культурных элементов. В фокусе, однако, находится уже не религия, а светские «интеллектуальные дисциплины» и, может быть, в особом смысле «искусства», независимо от того, называются ли они «изящными» или нет. Если на ранней стадии модернизации на подъеме была философия, то в XX в. это место заняла «точная наука», прежде всего из-за своего проникновения в области социальных и поведенческих наук и даже в гуманитарную область. Образовательная революция создала механизмы, посредством которых новые культурные стандарты, главным образом те, что воплощены в интеллектуальных дисциплинах, институциона-лизируются таким образом, что частично замещают традиционную религию.

Эта новая конфигурация не свободна от напряжений. В отличие от прошлого века, когда острые столкновения стимулировались проникновением дарвинизма в дела религиозные, в последнее время было относительно мало религиозных волнений, связанных с наукой. Большая озабоченность, однако, проявлялась относительно «культуры», преимущественно искусства и некоторых аспектов философии; одной из тем этой озабоченности стало распространившееся в обществе «аристократическое» презрение к «массовой культуре», описанное такими деятелями, как Т. С. Элиот, Д. Макдональд и X . Ортега-и-Гассет. Да и заботы внутри самой религии совсем иные, непохожие на характерную для XIX в. борьбу с наукой. Одна из таких забот — экуменизм, столь широко провозглашаемый «либералами», и в особенности сдвиги в католичестве, инициированные папой Иоанном XXIII и вторым Ватиканским собором. Другая — новый скептицизм относительно всякой традиционной и организованной религии, проявившийся в атеистической ветви экзистенциализма (Ж.П. Сартр) 26 и в концепции «Бог умер» внутри протестантизма.

Похоже, что отчуждение интеллектуалов является в первую очередь проявлением напряжения, порождаемого повышением Уровня «генерализации ценностей». Ценностная конкретность некоторых старых символических систем препятствовала установлению морального консенсуса, который на уровне высших социе-тальных ценностей мог иметь скорее интегрирующее, нежели раз-

См .: Crazier M. The cultural revolution: Notes on the changes in the intellectual climate in France //A new Europe ?/Ed. by S. R. Graubard. Boston : Beacon , 1966.

133

деляюшее воздействие. Мы называем сопротивление генерализации ценностей «фундаментализмом». Он заметно проявлялся в религиозных контекстах, часто тесно связанных с крайним социальным консерватизмом, таким, как у голландских кальвинистов в Южной Африке. Фактически фашистские движения XX в. в целом были в этом смысле фундаменталистскими. Можно говорить о фундаментализме крайних левых — от коммунистической партии на определенных этапах до сегодняшних новых левых.

Происходили также крупные изменения в механизмах создания - и поддержания в членах общества надлежащих мотивацион-ных установок, что является второй главной задачей функции воспроизводства образца. Некоторые из этих изменений коснулись семьи 27 . Дифференциация между организациями, где протекает работа, и домашними хозяйствами вывела экономически продуктивную деятельность за пределы дома. По многим причинам этот сдвиг сработал в направлении изоляции нуклеарной семьи, состоящей из супружеской пары и несовершеннолетних детей. Кормилец семьи, обычно взрослый мужчина, вовлечен в мир профессиональной занятости, где его оценивают прежде всего по его работе. Такая оценка несовместима со статусными системами кровно-родственного или этнического свойства с аскриптивно закрепленными позициями индивидов и семейств.

Изоляция не предполагает полного разрыва связей с более широким кругом родственников, особенно с семьями супругов, которые обычно очень важны. Однако нуклеарная семья обретает все большую независимость во всем, что касается собственности, общественного статуса и даже религиозных обязательств и этнических обычаев. Наиболее значимым показателем такой независимости служит сокращение числа организованных родителями браков, что резко контрастирует с практикой преимущества родовой солидарности, соблюдавшейся и в крестьянских, и в аристократических слоях.

Зависимость семьи и в смысле дохода, и в смысле статуса от заработков по месту работы поощряет мобильность в выборе места жительства. Излюбленным типом жилья стало жилище на одну семью, снимаемое или купленное в собственность. Географическая мобильность ведет к ослаблению не только родственных связей, но и определенных связей типа Gemeinschaft . Акцент смещается в сторону замкнутой частной жизни и не очень тесных отношений с соседями.

' 7 Parsons T The kinship system of the contemporary' United States //Essays in sociological theory N Y Free Press, 1954

134

 <<<     ΛΛΛ     >>>   


Но это остается одной из самых противоречивых областей во всем комплексе проблем рациональности
133 османская империя 75 относительное обнищание 145
Ведет к размещению персонала прежней структуры исключительно в той
Становился посредующей прокладкой между государством

сайт копирайтеров Евгений