Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

" См .: Foord A.I. His Majesty's opposition 1714-1830. Oxford : Oxford Univ.Press, 1964.

86

ский Сити и аристократию, которая сама была разделена на титулованное дворянство и джентри.

Эта плюралистичность обеспечила сравнительную легкость включения в социетальное сообщество других новообразующихся элементов. Действительно, избирательное право постепенно расширялось сначала за счет представительства городов, а в XIX в. и за счет широких масс. К концу XVII в. Англия была относительно прочно интегрированным национальным государством с довольно плюралистической системой поддержки, что содействовало дальнейшей демократизации — демократизации постепенной, осуществляемой шаг за шагом, а не путем внезапных революционных перемен.

Эти политические условия основательно подкреплялись религиозным устройством Англии и развитием английского обычного права. После эпохи Ренессанса с его тяготением к римским традициям в правовых системах почти всех стран Европы были институционализированы универсалистские правовые принципы и широко распространенное представление о «власти закона» в противовес произволу власти. И все же в английском обычном праве были три взаимосвязанных между собой отличия 34 . Во-первых, это независимость судебной власти от короны, впервые проявившаяся в тяжбе верховного судьи Коука против Якова I , которая в конечном счете окончилась победой судьи 33 . Во-вторых, это узкокорпоративный характер юридической профессии, организованной вокруг так называемых судебных инн (четырех школ барристеров в Лондоне). В-третьих, это упор на юридическое оформление частных прав и интересов, иногда направленное против привилегий государства, иногда находящееся за пределами обычной сферы деятельности государственных ведомств 36 . У этого процесса было два аспекта. Один относился к «правам англичанина», которые включали судебное решение о законности ареста, право на справедливое судебное разбирательство с участием защиты, гарантированность жилища от произвольных обысков и далее вплоть до свободы слова, собраний и т.п. Другой аспект касался собственности и контракта — фундаментальных основ индустриальной революции. Выступление Коука против установленных королевской хартией «монополий» имело

14 См .- Maitland F.W. Op. cit; Maitland F.W. English law and the Renaissance. Cambridge ( Eng. ): Cambridge Univ. Press, 1901.

ъ Maitland F. W. English law and the Renaissance; Mcllwain C.H. Op. cit.; Pound R. The spirit of the common law. Boston : Beacon, 1963.

' k Pound R. The spirit of the common law.

87

огромное значение. Это было правовое предвосхищение борьбы А. Смита с меркантилизмом.

Английские новации в области права существенным образом способствовали отделению государства от сониетального сообщества. Закон переставал быть орудием государства и становился посредующей «прокладкой» между государством и обществом. Он должен был обслуживать государственные нужды, но одновременно был достаточно независимым, чтобы служить также и многообразным частным потребностям. Государство было тем самым поставлено в двойственную позицию, когда оно должно было определять и проводить в жизнь легально утвержденные ограничения своей собственной власти.

За юридической профессией утвердился промежуточный статус Стало правилом, что судьи, даже те, что осуществляли судебные прерогативы палаты лордов, должны были быть профессиональными юристами. Судьи и адвокаты, составлявшие ядро юридической профессии, обслуживали главным образом секретных клиентов, среди которых могли быть и государственные учреждения.

Представители юридической профессии, включая судей, стали главными охранителями прав обычных людей, особенно «гражданских» прав 37 и прав на собственность, договор и иск 38 . Независимость суда и адвокатуры, по-видимому, сказалась на появлении второй основной ветви английской юридической профессии — института поверенных, лишенных привилегии выступления в суде, но служивших юридическими консультантами всевозможных организаций и групп Через поверенных правовая система проникла в плюралистическую структуру групп по интересам, через судей и адвокатуру она поддерживала деликатные отношения с государством. Судебные инны во многом напоминали средневековые гильдии. Они сопротивлялись «упрощению» закона, происходившему на континенте, формализации университетского образования, назначению юристов из наиболее влиятельных групп на должности государственных служащих и системе экзаменов, гарантирующих компетентность

Хотя судьи были государственными служащими, они были также и юристами, подготовленными для профессиональной деятельности

17 См Marshall ТН Class, citizenship and social development Garden Citv, NY Anchor, 1965

s В терминологии Э Дюркгеима эти перемены означали возобладание « реституционного » права над « репрессивным » ( см Duikheim E The division of labor in society L Macmillan, 1933 [ Дюркгейм Э О разделении общественного труда М Наука , 1990 ])

вне государственных сфер и ответственными за соблюдение традиций обычного права. Барристеры и поверенные хотя и занимались частной практикой, обладали также и публичными прерогативами и несли ответственность К тому же особый статус приобрела состязательная система судопроизводства. В большей степени, чем на континенте, судопроизводство совершалось между частными сторонами, каждая из которых была представлена адвокатом, перед лицом судьи, а часто и присяжными, и в соответствии с процессуальными правилами. Судье выпадала роль не столько решаюшей инстанции, сколько высшего арбитра. Важно также, что судьи сами формировали свод законов, принимая решения и создавая прецеденты в достаточной степени независимо от королевских указов и постановлений парламента.

Английская система оставляла границы законодательства полностью открытыми, допуская временный консенсус там, где еще не произошла полная «легализация» правовой нормы и ее утверждение правительственной властью. Поэтому в системе действовали не только и не столько решения, принятые на высшем политическом уровне, сколько отсылки к коллективной солидарности, моральным стандартам и практическому смыслу.

Континентальная правовая система отличалась от английской, несмотря на общность происхождения и некоторые общие черты. Новые континентальные монархии склонялись к римской правовой традиции с ее акцентом на «унитарную» власть государства 39 . По этой традиции гражданское право имеет обыкновение становиться орудием государства через вовлечение наиболее влиятельных групп юридически подготовленных людей в государственную службу, часто в качестве ее ядра 40 . Гражданская администрация, таким образом, отделялась от военной, которая в основном оставалась в руках аристократии. Континентальные правовые системы обычно более адекватно, чем английская, обеспечивали эффективность государственной машины 41 , однако английская система делала возможным дальнейшее продвижение процессов дифференциации и интеграции государства и социетального сообщества.

9 См Parsons T Societies Evolutionary and comparative perspectives Englewood Chffs (N J ) Prentice-Hall, 1966

 <<<     ΛΛΛ     >>>   


Психосоматические проблемы

Особенно отношения матери
Поступательность моего теоретического развития на протяжении всего периода от завершения структуры

сайт копирайтеров Евгений