Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

зиция является «лояльной оппозицией». Правовая система как по своему нормативному содержанию, так и в силу своей структурной независимости выступала в качестве основного механизма, регулирующего пограничные отношения между этими дифференцировавшимися частями. Решающим обстоятельством было то, что право на религиозное и политическое несогласие получило правовую институционализацию. Англия никогда не прибегала к писаной конституции, чтобы формально ограничить парламентом «королевскую власть» как теоретически суверенную; судебные органы также никогда не наделялись полномочиями объявлять неконституционными постановления парламента. Тем не менее практика показала, что правовая институционализация «конституционных» ограничений власти государства действовала в основе своей эффективно, несмотря на тесную зависимость судов от государства в смысле правопринуждения.

Центральным моментом в дифференциации социетального сообщества и экономики была «коммерциализация» сельского хозяйства, особенно когда она затрагивала земельные интересы джентри. Обычно сельским сообществам была присуща недифференцированная аскриптивная структура, особенно сильно сопротивлявшаяся модернизации. Но ориентация английского сельского хозяйства на рынок породила коммерческий интерес, связавший сельские поселения с городами «горизонтально», вместо их «вертикальной» связи феодального типа с аристократической государственной иерархией, и тем самым была смягчена острота «крестьянской проблемы».

Параллельный процесс дифференциации в городах сломал патриархальный партикуляризм цеховой системы. Поскольку Англия была в целом менее урбанизирована, чем некоторые регионы континента, важно было, чтобы процесс дифференциации был поддержан со стороны влиятельных сельских слоев. Главные институциональные основы дифференцированной рыночной экономики были заложены в Англии задолго до появления технических изобретений и других новаций, связанных с промышленной революцией. Не менее важным было влияние пуританства, особенно среди проникнутого духом новаторства купечества, но также и среди джентри, многие из которых были пуритане.

Экономическая составляющая процесса развития Англии, по-видимому, также способствовала плюрализму в структуре сельских и городских сообществ. Совершившаяся в них дифференциация Укрепила общность интересов, перекрывшую прежние различия. Это имело особую важность ввиду той политической власти, какой обладали землевладельческие классы. Экономическая диффе-

95

ренциация обеспечила основу, на которой будущие городские группы могли быть включены в единую систему солидарности. Сельско-городские конфликты в Англии не были такими острыми, как это было в последующие периоды в других странах. В сравнении с Францией конфликт между буржуазией и земельной аристократией носил более мягкий характер.

Процесс повышения уровня адаптивности был совершенно очевидным образом связан с экономическим развитием. Не только в Англии, но и во всем северо-западном треугольнике XVII век был временем значительного экономического прогресса. В каждой из политических единиц происходило «расширение рынка» как внутреннего, так и внешнего.

Хотя внутри общества, рассмотренного в виде социальной системы, адаптивная способность сфокусирована в экономической сфере, на нее влияет также развитие культурной и личностной систем. Что касается культуры, то наиболее заметным продвижением в этой области было общее развитие светской культуры, подчеркивающей познавательную рациональность в философии и науке. В Англии и Голландии эта тенденция была подкреплена ценностями аскетического протестантизма 55 . Хотя рост когнитивной и рациональной культуры еще не отразился на структуре общества, определенное воздействие он имел. После И. Ньютона и Дж. Локка, например, культурные лидеры уже не могли игнорировать значимость новой науки и философии для самых различных областей деятельности; они обрели новые ресурсы для повышения адаптивности.

Главное в том, что имело отношение к адаптивной способности личности, состояло во влиянии, которое оказал на мотивацию поведения личности протестантский аскетизм, названный М. Вебером «аскетизмом в миру». Он усиливал мотивацию на достижение в «земных призваниях». «Ситуация», наделяющая смыслом такое достижение, «определялась» с точки зрения культуры не как «потусторонняя», а как «посюсторонняя», ориентированная на построение достойного общества, а не только на спасение души по окончании земной жизни. Это была универсалистская и новаторская ориентация в том смысле, что мандат на достижение предо-

" 3 Проделанный Р. Мертоном анализ отношений протестантизма и науки в Англии не «отвергнут» последующими исследованиями, а просто уточнен. См .: Merton R.K. Science, technology and society in seventeenth century England //Osins 1938. № 4; переиздана : Social theory and social structure. Ch. 18. Glencoe (111).: Free Press, 1957; см . также : Ben-David J. The sociology of science. Englewood Cliffs ( N . J .) Prentice - Hall , 1971.

96

ставлялся каждому человеку и выдавался не для увековечения традиции, а для построения нового «царства».

Поощрение такого типа личной ориентации имело неодинаковые последствия в разных областях. Где-то оно способствовало тяге к научному исследованию. В английском праве оно создало широкие предпосылки для утверждения определенного типа индивидуализма 56 . Но особенно оно коснулось через рыночные отношения экономической сферы. Произошло это не из-за того, как упорно твердят, что рынок распахнул двери «эгоистической выгоде» и «материализму». Скорее, это случилось потому, что рыночный механизм впервые создал широкий институциональный контекст, в рамках которого оказалось возможным высвободить индивидуальные достижения и заслуги из некой диффузной сети не имеющих отношения к делу связей. Рынок довел дифференциацию социальной структуры до такого предела, когда в значительно большей степени, чем когда-либо прежде, оказались возможными широкий выбор способов действия, оценка индивидуальных успехов и в каком-то смысле пропорциональное их вознаграждение. Эта возможность и представляется нам наиболее значимой в той связке, которая образовалась из протестантской этики индивидуального достижения и ее воплощения в рыночной деятельности, о чем писал в своих знаменитых трудах Вебер 57 .

56 Little D . Op . cit .

37 Связь между протестантскими религиозными ориентациями и современной экономической этикой давно находится в центре научной дискуссии. См. классические работы, в которых эта дискуссия нашла отражение: Weber M . The protestant et hic and the spirit of capitalism . N . Y .: Scribner , 1958. [Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма//Вебер М. Избранные произведения. М .: Прогресс , 1990 |; Tawney R.H. Religion and the rise of capitalism. N.Y.: Mentor , Books, 1947; Protestan-t'sm and capitalism/Ed, by R.W.Green. Boston : Health, 1959; Parsons T. Richard Henry Tawney//American Sociological Review. 1962. December.

Контрреформаторские общества решительно стремились «заморозить» процесс дифференциации, как указывалось в предыдущей главе, главным образом по причине тесных связей их политических режимов с находящейся в оборонительной позиции церковью. Сопротивляться приходилось не только протестантизму, но и множеству модернизующих тенденций, особенно тем, которые способствовали высвобождению универсалистски ориентированных элементов из структурного ядра, образуемого государством, аристократией и церковью. Среди этих элементов были представители «бизнеса», которые выступали за более широкое и более демократическое политическое участие, и «интеллектуальные» группы, которые к XVIII в. стали объектом подозрительности властей. В общеевропейской системе сердцевина контрреформации — итальянские государства и папство выполняли функцию сохранения и воспроизводства образца.

Самым воинствующим защитником дореформационных общественных порядков, часто выглядящим «большим католиком, чем папа», стала Испания. В своей социальной структуре Испания являла, может быть, лучший пример крупного общества, застывшего на ранней стадии модернизации. Во многих отношениях ее непреклонный традиционализм изолировал ее от остальной Европы 1 .

Австрия,- целостность которой сохранялась благодаря междинастическим и межаристократическим бракам и верности римскому католицизму, резко отличалась от Испании в том, как она решала проблему этнического многообразия. Находясь вначале на

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Как это делает линейно организованная власть в преимущественно бюрократических организациях
До сих пор речь шла о феодальном обществе в плане составляющих его структур безотносительно к их
Определение социетального сообщества
Самый важный вклад парето в социологию это его концепция социальной системы

сайт копирайтеров Евгений