|
<<< ΛΛΛ >>>
61. Существование и обширность этой психологии всегда были источником дискомфорта для социологии. Предпринимаются попытки принизить ее значение, как можно заключить из следующего комментария: «Дюркгейм говорит, что общество является творцом религии, когда оно находится в возбужденном состоянии. Речь идет просто о конкретных обстоятельствах. Люди приведены в такое психическое состояние, при котором они чувствуют в себе безличные силы, одновременно имманентные и трансцендентные, а такая интерпретация религии сводится к причинному объяснению, согласно которому общественное возбуждение благоприятствует возникновению религии» (R. Aron: Les etapes, p. 361). Речь шла «просто о конкретных обстоятельствах», непонятно только, почему Дюркгейм посвятил им около трехсот страниц. К тому же люди не приведены в это психическое состояние, а сами себя в него приводят. Возбуждение определяет род массового взаимодействия, которое «благоприятствует» всякому внезапному появлению религиозных явлений, разумеется, но также и политических.
62. M. Mauss: Sociologie et anthropologie, p. 292.
63. S. Moscovici: «L'institutionnalisation de la melancolie», Congres International de Psychanalyse, Montreal, 1987.
64. В. С. Malinowski: Magic. Science and Religion, Doubleday, New York, 1955, p. 59.
==524 Машина, творящая богов
65. С. Levi-Strauss: Le Totemisme aujourd'hui, P.U.F., Paris, 1969, p. 102. Наблюдение, близкое наблюдению Эванса-Причарда: «Это умозаключение, как и многие социологические умозаключения, ходит по кругу — курица и яйцо. Ритуалы создают волнение, «возбуждение», которое творит верования, которые влекут за собой исполнение ритуалов. Или же просто сам факт пребывания вместе с другими порождает их?» (La religion, p. 82).
66. См. по этому поводу очень хорошую книгу F. Furet: La gauche et la revolution, Hachette, Paris, 1986.
67. E. Durkheim: Les formes..., p. 610.
68. E. Durkheim: Les formes..., p. 607.
69. S. Moscovici: L'age des foules, pp. 166-167.
70. E. Durkheim: Les formes..., p. 611.
71. Это остается загадкой. Дюркгейм утверждает, что религия является постоянным атрибутом общества. С другой стороны, он констатирует ее упадок. Как же соотносятся то утверждение и эта констатация? И самое главное, как угадать причину этого противоречия? Видно, история становится великим отсутствующим персонажем в таком видении религии.
72. R. Aron: Les etapes.... p. 361.
ГЛАВА ВТОРАЯ
1. F. Nietzsche: Par-dela bien etmal, Gallimard, Paris, 1971, p. 111.
2. E. Durkheim: Le suicide, p. 229.
3. G. F. W. Hegel: Ecrits theologiques de jeunesse. Vrin, Paris, 1948, p. 38.
4. E. Durkheim: L'evolution morale, p. 86.
5. A. de Tocqueville: De la democratic en Amerique, Gallimard, Paris, 1951,t. 2, p.17.
6. E. Durkheim: La division du travail social, P.U.F., Paris, 1978. p. VI.
<<< ΛΛΛ >>>
социологии Московичи С. Машина, творящая богов 9 показать Присущий психологии коллективной Эвристические фантазии обществ проницательности социологии Московичи С. Машина, творящая богов 2 проблему Имеют потребительной стоимости страсти стоимости
|
|