Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Наряду с долбленками в неолитическую эпоху в некоторых районах (например, в Англии) начали строить дощатые лодки. Использование лодок дало возможность человеку проникнуть в тропические и северные леса по речным путям, служившим естественными путями для древнейшего охотника и рыболова.
Освоение новых территорий, установление межплеменного общения и развитие обмена создали предпосылки для использования и сухопутных средств сообщения. Пешее передвижение использовалось лишь в тех случаях и местах, где не могли применяться ни лодки, ни плоты. Здесь лесные тропы являлись единственным средством сообщения между племенами.
Начиная с эпохи неолита, когда общество переходит к животноводству, особенно в период кочевого скотоводства, появляются новые средства сообщения — это пути передвижения стад овец и рогатого скота на новые пастбища, протоптанные по безлесным возвышенностям, мимо топких болот и вековых лесов, по гребням небольших возвышенностей или по пологим склонам.
Для преодоления водных препятствий человек научился сооружать мосты. Вначале он изготовлял их из двух лиан, протянутых одна над другой и соединенных между собой вертикально поперечными скрепами. Нижняя лиана служила опорой для ног, верхняя играла роль перил. У племен, стоявших на уровне земледельческой культуры, у которых уже существовали постоянные связи с соседними племенами, лиановые мосты конструктивно представляли довольно сложную систему переплетения и вязки. Такие мосты, достигавшие нескольких десятков метров, имели настил из двух досок или горбылей и высокие двойные балюстрады из лиан поперечного плетения, верхние края которых служили перилами. При движении пешеходов подвесные лиановые мосты испытывали колебательные движения, однако их вязаная конструкция была настолько прочной, что по мосту могли передвигаться не только люди, но и животные.
Развитие в это время строительного дела (сооружение деревянных домов, свайных построек и т. п.) позволило усовершенствовать и устройство мостов. Сплошь и рядом свайные постройки соединялись с берегом мостами, часто значительными по протяженности. Опорами для таких сооружений служили два ряда свай. Этот опыт стал использоваться, разумеется, и при строительстве мостов через реки.
С эпохи неолита человеческое общество начинает строить дороги. Разница между тропами и дорогами состоит в том, что первые были только следами передвижения животных и человека, а вторые возникли как результат намеренного изменения естественных путей, когда поднимали и выравнивали поверхность земли. Первые признаки строительства дорог путем укладывания рядами ивовых веток были обнаружены вблизи свайных поселений в Швейцарии. Эти настилы (гати), видимо, делались на низких берегах озер в целях облегчения подхода к воде, по которым жители свайных поселений передвигались -на лодках к своим жилищам В конце неолита появляются первые колесные повозки, начинает применяться тягловая сила животных.

К концу рассматриваемого периода в первобытнообщинном строе произошли важные перемены. Матриархат перестал соответствовать возросшему уровню производительных сил и новым формам производства. В скотоводстве и пахотном земледелии главную роль стали играть мужчины. Домашняя работа женщины утратила свое первостепенное значение по сравнению с производственной деятельностью мужчин.
Совершается переход от матриархата к патриархату и подлинная революция в семье. Главой семьи становится мужчина. Возникает большая патриархальная семья.
Совокупность патриархальных семей образует патриархальный род — коллектив, владеющий землей и основными орудиями производства. Время от времени родовая земля переделяется по семьям. Совокупность родов составляет племя, управляемое советом из глав родов. Старейший является главой племени. Для защиты возрастающего имущества патриархальных семей — скота, хлеба и др.— поселения стали сооружаться в труднодоступных местах и обноситься деревянными и земляными оградами.
Переход к энеолиту (V — III тыс. до н.э.). Разнообразие пород камня, широкий спектр способов, приемов и методов его обработки

45

свидетельствовали, что неолит уже исчерпал возможности принципиального улучшения техники изготовления каменных орудий труда.
Об этом же говорило начавшееся уже в неолите постепенное / освоение металла. Первые свидетельства об использовании металлических изделий, в основном украшений, относятся к VII — VI тыс. до н. э. У наиболее развитых народов Анатолии и Двуречья для их изготовления применялись самородное золото, медь, серебро, свинец и олово.
В IV тыс. металл начал использоваться для изготовления орудий труда. Первым металлом для их изготовления была медь. Однако из-за редкости месторождений самого металла, высокой его стоимости, а также незнания упрочающего действия проковки меди изделия из нее не могли вытеснить каменные орудия труда. На протяжении долгого времени медные орудия труда применялись наряду с каменными.
Переходная эпоха, связанная с сосуществованием орудий труда из камня и появившихся орудий труда из меди, период перехода от неолита к бронзовому веку называется энеолитом' или халколитом2.
Орудия труда из меди появляются в V тыс. до н. э. в различных регионах Азии, Северо-Восточной Африки и Европы. Древнейшей является энеолитическая культура Закавказья (V — IV тыс. до н.э.). Другие древние районы энеолитической культуры возникли в III тыс. до н. э. в Северном Причерноморье, Средней Азии, . Правобережной Украине, Молдавии, на Урале и в Сибири.
Начало разложения первобытнообщинного строя. Возникновение частной собственности. Патриархальный род таил в себе уже зачатки разложения первобытнообщинного строя. С появлением новых орудий производства и их усовершенствованием росла производительность труда в сельском хозяйстве и ремесле. Это создавало возможность перехода к индивидуальному хозяйству отдельной семьи как наиболее производительному в тех исторических условиях. Если прежде общий труд требовал общей собственности на средства производства, то индивидуальный труд требовал частной собственности.
Возникновение и развитие частной собственности на орудия и продукты труда было неразрывно связано с общественным разделением труда и развитием обмена продукцией.
Излишки производственной деятельности человека явились предпосылкой для дальнейшего развития обмена, который начал приобретать теперь регулярный характер. По-видимому, обменные отношения начали возникать внутри общин между специалистамимастерами и земледельцами. Это был обмен продуктами своего труда, без посредства денег. Постепенно появляются орудия обмена,

'Энеолит менный век.
— от лат. «энеус» — медь и греч. «литое» — камень, т. е. меднока-
Халколит — от греч. «халкос» — медь и «литое» — камень.
46


Орудия для добычи медной руды
т. е. предметы, принимаемые в обмен не для непосредственного удовлетворения нужд, а для последующего обмена. Таким предметом являлся скот. Открытие металла способствовало развитию обмена между отдельными племенами и отдаленными странами. Редкость месторождений медных руд способствовала складыванию тысячеки-

47

лометровых торговых путей и расширению экономических связей. Металлы в виде слитков, прутьев и т. д. также служили орудием обмена.
Выделяются члены общин, специально занимающиеся торговлей,— купцы.
Если прежде то, что получалось в результате обмена, являлось достоянием общины, то теперь обмен увеличивал имущество частных лиц—старейшин и вождей, купцов и т.д.
Увеличению имущественного неравенства, формированию частной собственности способствовали возникавшие межобщинные и межплеменные столкновения. С появлением медного оружия, увеличившего военную силу сторон, эти столкновения превратились в настоящие войны, которые становятся средством обогащения общинной верхушки Обладая большой военной силой и властью, военные вожди захватывали обильную добычу и тем самым еще больше увеличивали имущественную дифференциацию в обществе.
Появление и развитие частной собственности вело к разложению рода, который распадался теперь на большие патриархальные семьи.
В составе большой патриархальной семьи выделяются семьи, приобретающие жилища, утварь, орудия производства, скот и т. д. в частную собственность. Глава малой семьи становится полновластным владыкой имущества внутри семьи, а также жены и детей. Возникает брак-покупка с уплатой выкупа за жену — вена или калыма. Развивается многоженство.
С ростом частной собственности ослабевают родовые связи и начинается переход от родовой общины к соседской, территориальной. Пахотная земля и луга дольше всего оставались в общинной ^собственности, однако семьи военных вождей, старейшин и других представителей племенной знати постепенно захватывают частную собственность и эти земли.
Начало присвоения прибавочною труда и прибавочного продукта. «Увеличение производства во всех отраслях — скотоводстве, земледелии, домашнем ремесле — сделало рабочую силу человека способной произвести большее количество продуктов, чем это было необходимо для поддержания ее»'. Это сделало возможным возникновение и присвоение прибавочного труда и продукта сверх того, который требуется для прокормления самого работника. Возникает рабство — первая в истории, самая грубая и неприкрытая форма эксплуатации человека человеком.
Отделение ремесла от земледелия называют вторым крупным *!.• разделением труда. Вместе с ним возникает и производство продуктов непосредственно для обмена, т. е. товарное производство.
'Маркс К.Энгельс Ф Соч Т 21 -С 161

Техника и научные знания на самой ранней, восходящей стадии рабовладельческой формации сохраняли еще много пережитков доклассового общества.
Возникновение рабовладельческого строя у различных народов датируется по-разному У некоторых народов в результате особого сочетания естественногеографических и исторических условий их развития разложение первобытнообщинного строя и возникновение рабовладельческого общества и государства начались очень рано, например в Египте и в Двуречье в период энеолита (IV тыс. до н. э.). У других народов этот процесс совершается в эпоху бронзы — в III — II тыс. до н. э. (на Крите и в Микенах, в Финикии и в Индии) Еще позже складываются рабовладельческие государства в Китае (II тыс. до н. э )
У некоторых народов возникновение первых рабовладельческих государств относится к I тыс. до н.э., к эпохе развитой бронзовой техники и освоения железа. К их числу принадлежат, в частности, племена Закавказья, Средней Азии, Причерноморья.
Наконец, у многих других народов рабовладельческий строй вообще не сложился как особая формация, и значительно позже от первобытнообщинного строя совершился переход непосредственно к феодализму.

50

Рабовладельческие государства еще долгое время существовали наряду с племенными союзами, стоявшими на различных ступенях разложения первобытнообщинного строя.
Производственные отношения рабовладельческого строя основывались на том, что собственностью рабовладельцев были не только основные орудия и средства производства, но и работники, обращенные в рабство. Рабовладельцу доставался не только весь прибавочный, но и значительная часть необходимого продукта труда рабов, которые могли лишь с трудом поддерживать силы. Смертность среди рабов была огромна, а рождаемость очень низка. Воспроизводство рабов естественным путем оказывалось невозможным, поэтому рабовладельческие государства вели постоянные войны за захват новой рабочей силы.
Следует, впрочем, отметить, что в ту эпоху преобладало домашнее рабство. Применялись и другие виды принудительного труда, прежде всего трудовые повинности крестьян и ремесленников. Но значительное количество трудящихся — крестьян-общинников и городских ремесленников — считали себя свободными. Это особенно относилось к народам, вступившим позднее на путь классовой дифференциации и сохранившим больше традиций периода военной демократии, прежде всего к грекам.
Хозяйственному базису уже упомянутых выше древнейших рабовладельческих государств Египта, Двуречья и многих других соответствовала надстройка в виде древней восточной деспотии. Деспотическое государство, являвшееся аппаратом господствующего класса, возглавлялось неограниченным монархом (царем, фараоном) и ведало общественными работами, прежде всего ирригационными.
- Устойчивость общинных порядков в странах Северной Африки и Азии была в значительной мере связана с особенностями земледелия того времени, а также с сочетанием промышленности и сельского хозяйства в рамках мелкой общины, благодаря чему община становится вполне способной существовать самостоятельно.
Формы эксплуатации трудящихся отличались в то время чрезвычайной жестокостью. Классовое неравенство было грубо откровенным, явным. Но при всем том рабовладельческий строй открывал для развития техники и научных знании большие возможности, чем первобытнообщинный.
Совокупность орудий и средств производства, т. е. технический комплекс, древнего рабовладельческого общества относился к ремесленной ступени производства. Она характеризовалась применением ручных орудий, прежде всего металлических, а также сделанных из дерева, кости, рога и камня.
Ручной труд работников производства применялся как в индувидуальной форме, так и в виде простой кооперации труда.
• Кооперацией называют форму труда, при которой много лиц планомерно работаюг рядом и во взаимодействии друг с другом в одном и том же процессе производства или в разных, но связанных между собой процессах производств.

51

В особенно широких масштабах простая кооперация труда применялась тогда в сельском хозяйстве, строительстве и т. д. Наряду с этим в Древнем Египте и Двуречье возникают мастерские, как правило, с применением принудительного труда, где имеются уже зачатки разделения труда по специальностям.
Использование силы животных ограничивалось сельским хозяйством и сухопутным транспортом. Однако и на последнем главную роль играло применение мускульной силы людей.
Отношение к труду и технике. Для наиболее ранней, восходящей стадии рабовладельческого общества, когда были еще живы и заметны традиции первобытнообщинного строя, характерна высокая оценка человеческого труда и тех живых и мертвых орудий, которыми пользуется человек в своем приспособлении к природе.
Отношение к труду рабов со стороны свободных слоев населения было достаточно определенным: Раб нерадив; не принудь господин повелением строгим К делу его — за работу он сам не возьмется с охотой.
Однако в глазах не только трудящихся, свободных от рабства, но даже представителей господствующих классов существование рабского труда вовсе не принижало значение труда вообще. На стенах гробниц египетских вельмож IV—III тыс. до н.э. постоянно создавались изображения представителей самых разных профессий, работающих в хозяйствах знати и жречества. Мы видим литейщиков меди и золотых дел мастеров, плотников и каменотесов, кожевенников и ткачей, гончаров и пекарей, землепашцев и садоводов, охотников и рыбаков непременно в процессе труда, с подробным изображением всех орудий и средств производства. Хотя выполнение этих картин в гробницах и было связано со своеобразными представлениями египтян о загробной жизни, характерно их внимание к производственному процессу, во всех его подробностях, которое проявляли строители подобных погребений.
Поскольку культура древнего общества носила обычно религиозно-мифологическую окраску, уважение к труду и технике, восхищение результатами их применения проявлялись в мифах, преданиях, культах, многие из которых были народного происхождения, но поддерживались и официально признавались также и правящими классами.
Особенно это относится к народам, у которых рабовладельческие порядки тогда только формировались. Примером этого может служить древнегреческий эпос «Илиады» и «Одиссеи», сложившийся к VIII в. до н.э., но изображавший события XIII—XII вв. до н.э. Герои этого эпоса, представители племенной знати во главе с басилеями', будучи владельцами рабов и слуг, отнюдь не считают
I ''В классических русских переводах Н. И. Гнедича и В.А.Жуковского басилеи неточно именуются «царями», хотя речь скорее шла о племенных вождях и князьях.

52

для себя зазорным физический труд. Их жены и дочери ткут, прядут, стирают белье вместе с рабынями. Свинопас Эвмей оказывается лучшим, вернейшим другом прославленного Одиссея (Улисса) — басилея Итаки, именуется «богоравным». Одиссей не только геройвоеначальник и отважный путешественник, но и искусный мастер. В «Одиссее» подробно описывается, например, как он изготовлял собственную кровать: Ствол отрубил топором, а отрубок у корня, отвсюду Острою медью его по шнуру обтесав, основаньем Сделав кровати, его пробуравил и скобелью брусья Выгладил, в раму связал и к отрубку приладил.
В древнейших религиях Двуречья существовал миф о первых правителях-полубогах (число их определяли по-разному—то 7, то 10), которые будто бы научили людей всем достижениям техники и культуры. Четвертого из этих мудрецов вавилоняне называли Умману, т. е- Мастер. Он воплощал человеческую изобретательность.
Покровителем конструкторов и ученых был у вавилонян бог мудрости Эа. Когда, гласит один из мифов, боги решили послать на землю потоп', Эа передал об этом весть жителю Шуррипака Утнапиштиму Разумнейшему. По совету бога мудрости Утнапиштим в течение 5 дней составил чертежи огромной баржи с шестиярусной надстройкой, высотой в 140 локтей (70 м). Он поместил на корабль свою семью, ремесленников различных отраслей, представителей всех пород скота и «зверей полевых». Затем вошел сам, запер вход и поручил управление судном Пузур-Белу, мореходу. Так, согласно этому мифу, были спасены от истребления достойнейшие люди, и для них была сохранена возможность занятий ремеслами, скотоводством и охотой.
Во времена древней микенской культуры зародилось почитание Афины Паллады — вооруженной покровительницы мирного труда и мудрости. Одним из прозвищ этой могущественной богини было Эргана («Труженица»). Древние греки считали, что она научила людей обуздывать коней и запрягать быков, лить бронзу, строить корабли, подарила людям плуг и борону, веретено и ткацкий станок. Вместе с тем, как богиня мудрости, Афина именовалась (особенно в городе Афинах, сделавшемся главным центром культа богини) покровительницей наук, законодательства и всей городской культуры.
Непосредственное отношение к мастерству и изобретательству имел, согласно эллинским мифам, бог Гефест. Первоначально это было божество подземного огня, чтимое на эгейском острове Лемносе и в некоторых областях Азии, где наблюдались вулканические явления. В дальнейшем Гефест стал покровителем (и художественным символом) кузнечного дела и хитроумного изобретательства. Гефест изображался могучим хромым кузнецом с молотом или клещами, ' Возможно, что а мифе о всемирном потопе отразился действительно факт крупного наводнения в Месопотамии IV—III тыс. до н.э.

53

в конической шапке и хитоне ремесленника. В конце этой части мы еще вернемся к преданиям о чудесных вещах, которые изготовлялись в мастерской Гефеста.
Еще более замечателен миф о титане Прометее (это имя значит «Прозорливец» или «Радетель»). Прометей (первоначально — также одно из божеств огня) выступает как защитник людей от богов, отнюдь не возражавших против того, чтобы люди оставались в первобытном, невежественном состоянии. Он похищает у богов огонь и обучает людей, как им пользоваться. Согласно позднейшим мифам, Прометей научил людей и другим знаниям: зодчеству, металлургии, мореплаванию, письменности и т. д. Наконец, некоторые предания гласят, что Прометей слепил из земли или глины и самых первых людей. Когда же Зевс в припадке гнева решил погубить людей посредством потопа (вариант шумеро-вавилонского мифа, о котором шла речь выше), то Прометей помог людям спастись на корабле, построенном по его указаниям. За похищение огня и противодействие воле богов Зевс велел приковать Прометея к скале в горах Кавказа и послал орла, чтобы тот вечно клевал печень у титана'.
Но Прометей был не одинок В Южной Америке первый инка, легендарный Манко Капаки, прибывший из-за моря, научил окрестные племена земледелию и ремеслам. Ицамна (Юкатан) или Саме (Южная Америка.), прибывший также с востока, из-за океана, научил население заниматься сельским хозяйством и скотоводством, делать мосты и рубить деревья Он же, согласно преданиям, принес письменность. Бог Богика в образе бородатого старца принес людям календарь. Герой мексиканского эпоса Кецалькоатль принес людям знание металлургии и сельского хозяйства. Некое фантастическое существо — Оаннес научил вавилонских жителей письменности, различным искусствам, обучил людей строить города и сооружать храмы, составлять законы и объяснил им основы геометрических знаний. Египетский бог Озирис обучил жителей сельскому хозяйству, ирригации, строительству, музыке, врачеванию и календарю
Можно с большой вероятностью допустить, что в основе многих древних легенд и мифов о создателях поразительных и чудесных вещей лежали воспоминания о вполне реальных конструкторах, изобретателях, ученых, подлинные имена которых забыты. Таков, например, греческий миф о Дедале и Икаре
В образе Дедала (по-гречески это слово означает «Искусник») увековечена деятельность критских мастеров позднеминойского периода — времени наивысшего расцвета крито-микенской культуры (II тыс до н.э)2 Согласно легенде, Дедал происходил из Афин. поступил на службу к критскому царю Миносу. Дедалу приписывались изобретения многих плотничьих орудий — рубанка, отвеса и т. д и постройка лабиринта, как греки именовали Кносский дворец
' Согласно другому мифу, Прометея впоследствии освободил Геракл
2 Некоторые авторы отрицают такое допущение и считают, что Дедал был первоначально местным критским божеством — покровителем ремесла
действительно воздвигнутый в эту эпоху и 'поражавший приезжих обилием помещений и сложностью их расположения

 

Более того, истории известны факты обожествления героев-просветителей. Мореплаватель Кадм, например, привезший -в Грецию письменность, был официально возведен в ранг полубога. «Египтяне,— утверждает Ф. Бэкон,— наделяли божественностью и святостью изобретателей вещей».
Домашние животные, игравшие такую важную роль в производственном процессе, пользовались почетом у всех древних народов от Египта до Индии Унаследованный от первобытных времен, идущих от тотемизма и анимизма, культ животных приобретает теперь новые, более сложные и художественно выразительные формы в языческих религиях. При этом особо почетное
Дедал и Икар
место в пантеоне обожествляемых зверей заняли коровы, козы, кони и другие домашние животные
Крупный рогатый скот вызывал поклонение и как символ изобилия (податель молока, мяса, кожи), и как верный помощник человека. Очень широко был распространен культ быка. Мы находим его в рассматриваемую эпоху и в Египте (культ священного быка Аписа), и на Крите (в разнообразных формах)', и у израильтян древнейшего периода (культ золотого тельца — одно из воплощений племенного бога Яхве) и т. д.
Важнейшая из богинь Древнего Египта Исида — покровительница жизни и плодородия — изображалась в короне с коровьими рогами, между которыми был помещен солнечный диск.
Особо чтимый в египетских Фивах бог Аммон изображался с головой барана, а финикийский бог Молох — с головой быка.
Согласно греческому мифу, верховный бог Зевс был вскормлен молоком козы Амалтеи За это волшебная коза была взята на небо и стала звездой, а ее отпавший рог превратился в рог изобилия, откуда можно вынуть все, что пожелаешь. В этом мифе еще раз символически подчеркивается роль скота как источника всяческого благосостояния.
'Династия критских правителей Миносов возводила свой род к богу Зевсу, явившемуся своей возлюбленной в образе быка, в критских мифах фигурирует также чудовище Минотавр с телом человека и юловой быка

55

Интересна эволюция древнегреческого бога Посейдона. Вначале он почитался как покровитель земледелия и коневодства, и одним из воплощений этого бога считался конь. Посейдон состязался с Афиной Палладой в доставлении людям самого ценного дара и создал коня (а Афина —.маслину). Одним из сыновей Посейдона был волшебный крылатый конь Пегас, позднее ставший символом поэтического вдохновения. Лишь впоследствии Посейдон стал почитаться как бог морей.
Для древних в скотоводстве не существовало ничего низменного все было достойно уважения. Одним из двенадцати подвигов излюбленного героя греческих мифов Геракла была очистка конюшен царя Авгия, где навоз не убирался в течение 30 лет. Преградив реку Алфей и направив воду в конюшни, Геракл справился с этой задачей
Фетишизировались орудия труда и боевое оружие. В скифскогреческом мифе повествуется, что один из прародителей скифов Колоксай получил с неба от богов священные дары: золотые плуг, ярмо, секиру и чашу. Двойной топор — лабрис был предметом культа на Крите, в некоторых районах Греции и в Малой Азии на протяжении многих столетий. Острога для ловли крупной рыбы превратилась в трезубец Посейдона, когда последний стал в представлении греков богом морей. От удара этого трезубца будто бы возникали бури.
' Позднее у римлян возник культ бога навоза Стеркула или Стеркута (от лат stercus -навоз). Миф повествует, что Стеркул от Геракла как очистителя Авгиевых конюшен научился искусству удобрять поля навозом

Освоение металлов. Горное дело и металлургия медного и бронзового веков. Наиболее древнему этапу рабовладельческой формации соответствует переход от энеолита к медному, а затем бронзовому веку.
В начале развития металлургии использовали самородную медь, которую принимали за разновидность камня и обрабатывали известными приемами — оббивкой. В результате люди научились холодной ковке.
Вслед за холодной ковкой осваивается выплавка меди. Открытию ее плавления, по всей вероятности, помог случай. Заметили, что изделия из самородной меди, попадая в огонь, расплавлялись, а при остывании принимали новую форму. Человек научился не только плавить медь, но и отливать в открытых формах изделия из нее. По-видимому, к этому времени относится открытие преимуществ ковки горячего металла.
Однако подлинное начало металлургии относится к изобретению выплавки меди из руды. Это произошло в V тыс. до н. э.
Древнейшие медные рудники известны на Синайском полуострове, в Нубийской пустыне, Малой Азии, Сирии, на Кипре', в Северном Казахстане, на Алтае и в Сибири.
' Латинское слово cuprum (медь) происходит от названия острова Кипр.
57

Медная руда, добывавшаяся здесь, представляла собой главным образом зеленую углекислую медь (малахит), синюю, углекислую медь (лазурит) и кремнекислую медь (хризоколл). Месторождения меди открывали по выступающим на поверхности земли цветным пятнам окислов. Руды долгое время добывались из поверхностных залеганий, без Подземных разработок. Для вырубки руды из открытой ямы использовали кремневые молоты. На поверхность добытую руду доставляли в кожаных мешках.
Затем руду дробили и перебирали вручную. Обогащенная таким образом руда обжигалась на костре, затем плавилась в смеси с древесным углем здесь же на земле или в неглубоких ямах.
В это же время стали применяться и примитивные плавильные • горны. Они представляли собой вырытую в земле яму глубиной около 75 см, окруженную каменной стенкой с двумя отверстиями. Для успешного действия такого горна необходимы были кузнечные мехи, которые представляли собой плотно зашитые шкуры с деревянной трубкой-соплом, укрепленным в шейном отверстии шкуры. С помощью такого дутья температура в печи достигала 700—800°С, что было достаточным для выплавки меди из малахита или другой уклекислой руды.
В результате такой примитивной плавки получалась губчатая масса металла, не полностью сплавленная и содержавшая посторонние вещества. По окончании плавки металлу давали остыть^ а затем дробили его на куски, удобные для использования. Дальнейшая обработка была связана с приданием этой кусковой сырцовой меди нужной формы. Для этого использовалась ковка. При ковке молотом медь уплотнялась и освобождалась от наиболее грубых примесей.
Позже для улучшения качества изделий сырую медь научились переплавлять, для чего использовались тигли. Тогда же было обнаружено, что медь значительно легче и скорее формовать путем плавки и отливки ее в форме.
Для получения формы ранее сделанный предмет выдавливался в глине. Полученная таким образом форма обжигалась в печи. После отливки в грубой форме изделие подвергалось холодной и горячей ковке и закалке. Ковка увеличивала твердость металла. С целью понижения хрупкости меди осуществляли отжиг или отпуск медных изделий, т. е. нагревание их до 500—700°С. Тогда же впервые было освоено литье в разъемных двусторонних формах.
Вначале медь употреблялась главным образом для выделки украшений. Примерно с IV тыс. до н. э. она стала использоваться для изготовления оружия и орудий труда. Раньше всего из меди стали изготовлять проколки, шилья, затем долота, тесла и топоры, зубила и пилы. В Двуречье в период культуры Шумера (III тыс. до н.э.) также применялись медные орудия: топоры, долота, рыболовные крючки. .
В Египте IV — III тыс. до н. э. уже были выработаны типовые виды медных орудий: плоские широкие топоры и тесла, пилы с деревянными

58

рукоятками, плоские двулезвийные ножи, массивные гарпуны, проволочные рыболовные крючки, пинцеты, а также различные типы
оружия.
Медные изделия по твердости уступали каменным. Поэтому
наряду с медными употреблялись и каменные орудия: серповидные сверла для выделки каменных ваз, тесла, бритвы и т. д. Вместе с тем орудия из меди обладали и множеством достоинств. С помощью ковки можно было изменить форму медного предмета. Расплавленной меди можно было придать такую форму, которую нельзя было получить самой искусной обработкой камня. В отличие от каменных, медные орудия были менее трудоемкими в шлифовке. Сломанное медное орудие можно было легко исправить, переплавить его в новое. Медь стала использоваться для изготовления новых видов изделий: труб, гвоздей, проволоки и т. д. Применение меди позволило изготовлять более совершенные орудия труда: кинжалы, топоры, наконечники копий, рыболовные крючки, иглы, деревообрабатывающие инструменты.
Мягкость медных орудий явилась одной из основных причин слабого их распространения1. Стремление древних мастеров повысить твердость изделий выразилось в совершенствовании технологии обработки меди — появился отжиг меди. Однако эта операция не намного улучшила качество орудий. Поиски продолжались. При систематической плавке меди было замечено, что некоторая примесь олова делает металл более твердым, легкоплавким и красивым. Так была найдена бронза.
Родиной нового материала, по всей видимости, была северовосточная часть Ирана, где уже с древнейших времен были известны месторождения медной и оловянной руд. Здесь в начале III тыс. до н. э. были разработаны способы получения первых сплавов бронзы. Обладая более низкой температурой плавления (800—1000°С вместо 1083°С у чистой меди), бронза менее подвергалась окислению, ' В Европе медного века фактически не было. Медные изделия встречаются крайне редко.

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Вавилон представлял собой в плане вытянутый с запада на восток правильный четырехугольник с
Для получения необходимых изделий из железа его обрабатывать на наковальне в раскаленном состоянии
Предыстория возникновения письменности относится к первобытнообщинному строю
Первобытный человек держал
После изготовления глиняного сосуда его украшали разнообразным орнаментом

сайт копирайтеров Евгений