Пиши и продавай! |
лу, и для латинянина Пелопоннес, — место обитания Геры, — обычно ассоциировался с пчелами, королевой которых и почиталась Гера. Существовали ритуалы, посвященные Кибеле, широко практиковавшиеся в Риме в первые века нашей эры. Римляне верили , что Кибела — жена Сатурна, который оскопил Урана. Эти ритуалы берут свое начало от гибели священного царя от рук Афродиты Урании. Царь (Rex Sacrorum) «сочетался с ней браком на вершине горы. Будучи королевой пчел, она уничтожила трутня, вырвав его половые органы. С тех пор существует поклонение Кибеле, фригийской Афродите горы Ида как королеве пчел, и жрецы совершают в экстазе акт самооскопления в память о ее любовнике Аттисе»-* Кастрация, таким образом, тема, имеющая прямое отношение к Приапу, и следует всегда помнить, что его нож для обрезания несет в себе неявный символ оскопления. Кроме того, Аттис и связанная с ним тема самокастрации как результат безумной любви к гермафродичной матери-любовнице, имеют скрытое значение, заслуживающее своего развития в отношении к некоторым формам современного гомосексуализма с его завороженностью фаллическими образами. (Интересно, что кровь из раны Аттиса превратилась в фиалки, которые выросли под сосновым деревом, под которым Аттис и поранил себя).** Именно цвет фиалок имеет длительную и устойчивую ассоциацию с гомосексуальной направленностью. Чтобы завершить поток мифологических ассоциаций, добавим еще некоторый материал, относящийся к теме дерева, и уже упоминавшийся в контексте деревянных фаллических образов Приапа и грушевого дерева, которое он обрезал. Установив ассоциацию с Великой Матерью Кибелой, можно использовать следующий отрывок из Юнга, чтобы объединить вместе разбираемую часть нашего материала: «...дерево жизни, есть материнский символ- Этимологическая связь указывает на слияние по смыслу скрытой за словами символики матери и зачатия. Под деревом жизни, оче- Там же, р.71. •* Kerenyi, The Gods < Greeks, p.90. 24
Священное дерево Аттиса (рельеф алтаря Кибелы)
Озирис в кедровом гробу (рельеф, Дендара, Египет) 25 видно, надо прежде всего разуметь плодоносное родословное дерево, то есть материнский образ. Многочисленные мифы свидетельствуют о том, что люди будто бы происходят от деревьев; много мифов рассказывают о том, как герой скрывается в дереве-матери, — так, например, мертвый Озирис в кедровом столбе, Адонис — в миртовом дереве и т.д. Многочисленные женские божества почитались в образе деревьев, откуда произошел культ священных рощ и отдельных деревьев. Весьма прозрачно значение того факта, что Аттис оскопляет самого себя под сосной, — это явное указание на то, что он делает это ради матери. Многочисленны и разнообразны примеры, когда богинь почитали в образе дерева или части его. Так Юнона феспийская была древесным суком, Юнона Самосская — обшивной доской, Юнона Аргосская воплощалась в виде деревянной колонны, Диана Карийская была «неотесанным куском дерева, линдская Афина — гладкой колонной. Тертуллиан называл Цереру из Фароса «rudis palus et informe lignum sine effigie» (грубым и бесформенным деревянным столбом без резьбы изображений). Атеней отмечал, что Латона Делосская была «аморфным (бесформенным) куском дерева». Тертуллиан также описывал и Аттическую Палладу, как «crucis stipes» (крестообразный столб или мачта). Лишенный листвы голый деревянный столб, как указывает само слово, составляет фаллическое значение».* Далее Юнг отмечает, что греческое слово phallos может обозначать «столб, ритуальный лингам, эмблему фаллического культа, вырезанную из фигового дерева». Римские статуи, изображающие Приапа, также изготавливались из фигового дерева. A phallos и phalanx (фаланга), обозначающая костный сустав — имеют общий корень. ** Суставы руководят кастрацией, равно как и фаллическим самоуправлением, и когда мать и любовница Аттиса умоляла Зевса возвратить ему жизнь, то единственное, что тот смог оживить — это самый маленький сустав пальца, который продолжал действовать сам по себе. *** Действительно, Юнг распространил корень phal на phallos, Юнг К.Г. Либидо, его метаморфозы и символы, СПб. 1994, с.223. •* Там же. ••• Kerenyi The Gods of Greeks, p.90. 26 который, по его мнению, означает «яркий, светящийся». Он также отметил, что этот «индо-европейский корень означает — bhale, т.е., «переполняться, распухать, наливаться, расти, раздуваться». «Кто, — спрашивает Юнг, — не вспомнит при этом Фауста»: «Он светится, сверкает, он сияет и растет в моей руке!» * Юнговское ассоциативное усилие проясняет окружающий контекст, в котором проявляется двусмысленность фаустовских слов, цитируемых Юнгом в другом месте: Мефистофель: Перед разлукой должен я сказать, Что черта ты успел-таки узнать. Вот ключ. Фауст: К чему мне эта вещь пустая? Мефистофель: Возьми, взгляни: не осуждай, не зная. Фауст: В руке растет, блестит, сверкает он. Мефистофель: Теперь ты видишь, чем он одарен. Ступай за ним, держи его сильнее И к Матерям иди ты с ним смелее. ** Для Юнга скрытый смысл этих слов заключается в том, что само фаллическое вводит нас в «царство матерей ... [которое] имеет достаточно связей с материнской утробой, с маткой, зачастую символизирующей созидательный аспект бессознательного».*** В этом последнем наблюдении Юнг дал понять, что наше мифологическое пояснение работает в различных метафорах, демонстрирующих, что правильное отношение к фаллосу, по-видимому, приводит нас к коньюкции (coniunctio), созидающей встрече фаллоса и матки, мужского и женского. Отделение от фаллоса, — фактически, кастрации, — ведет к бесплодию, а также к очарованности phallus'oM, который стремится к обретению себя вновь. Но сам поиск, естественно, возвеличивает значимость искомого объекта. И, по мере того, как ищущий утрачивает психологическое осознавание и путает конкретный символ и цель, его поиск становится бесконечным бесплодным фаллическим исканием, что рано или поздно приводит многих мужчин к психоаналитику. Он должен принять участие в церемониальной процессии изобретательного качестве |
|
|
|