Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Та мысль, что унижение в сугубо частной жизни возникнуть не может, приводит нас к следующему положению, а именно, к самой метафоре конкретизации, которая, по всей видимости, является частью приапического комплекса. Можно испытывать глубокое чувство стыда по поводу всяческих непристойных секретов; но до тех пор, пока они не откроются другим людям в качестве определенных условий или положений в мире, они не могут, собственно, рассматриваться как унижающие. Инфляция, наполняя эти условия (положения) воздухом, как бы деконкретизирует их в противоположном процессе и может рассматриваться в качестве стратегической обороны против унижающей несостоятельности в конкретной реальности. Приап, как мы видим в четвертой главе, конкретизирует. Имея дело с инфляцией, аналитик тоже должен конкретизировать.   :

118

Не означает ли это тогда, что аналитик должен — сознательно и осторожно — унижать своего пациента? В некотором смысле — да, так как он и должен быть тем другим, с кем анализанд переживает унижение, и должен сделать все необходимое, чтобы облегчить это переживание.

У нас здесь нет возможности обсуждать аналитическую эмпатию, такт, уважение, доброту и любовь, но должно быть понятно, что это своего рода человеческие ресурсы, к которым аналитик порой вынужден прибегать, сталкиваясь с самыми неприятными конкретизациями, если он хочет, чтобы психика анализанда избрала именно его как человека, способного быть рядом в момент, когда требуется пройти через унижение. И тут мы видим опять, что аналитик, испытавший на самом себе, что такое унижение, оказывается в наиболее выгодном положении в деле достижения положительного результата в этом очень деликатном процессе. Избегать унижения — значит затянуть поиск и анализ на неопределенное время.

Осталось рассмотреть еще одну метафору: и, возможно, она объяснит недостаточность мифологии Приапа. Приап — это все же лишь некоторый фрагмент, нечто, что иногда, но не всегда, отделяется от мужского в целом. Он представляет собой просто комплекс, и до тех пор, пока такой комплекс существует, он является препятствием к индивидуации, поскольку его существование означает разделение. Это вновь напоминает нам о том, что Приап обрезает, но не может восстановить. Его реинтеграция является существенным шагом в процессе, ведущем к мужской нераздельности, то есть, к мужской индивидуальности. Только как целостная индивидуальность мужчина может продолжать свой путь, встретить женское как равноценную противоположность и исполнить свое созидательное предназначение.

Приап — бог второстепенный, но для тех, для кого он вообще существует, его реинтеграция может стать, как мы уже видели, главной целью.

В заключение давайте рассмотрим наш материал в более широком контексте западной культуры XX века, в которой инфляция

119

мужского встречается повсеместно. Почему так происходит именно в наше время?

Ответ может лежать в нашем растущем осознании тех размеров, в которых само мужское, в виде патриархальных ценностей, господствует в нашей культуре, о чем так много стали писать с недавних пор. Юнг неоднократно подчеркивал, что сознательные установки всегда компенсируются их противоположными «двойниками» в бессознательном. Поэтому в таком патриархальном обществе, как наше, созданном мужчинами и для мужчин с тех самых пор, как оно существует, неизбежно должна была возникнуть чрезвычайно сильная матриархальная фиксация в структурах коллективного бессознательного.

Иначе говоря, осознанный патриархат должен быть бессознательным матриархатом, то есть патриархальное мужское, управляющее делами нашего общества, должно иметь мощную бессознательную юношескую связь с архетипом матери. Только этого уже достаточно, чтобы запустить приапический цикл на культурном уровне, изолирование фаллоса, приводящее к тому, что мужское эго создает ему инфляционную замену и т.д.

Здесь нужно быть внимательным и различать бессознательную связь с женским, которая является юношеской и матриархальной, и сознательную связь с женским — фаллическую, созидательную и равноправную. Последнее представляет собой конъюнкцию * (coniunctio), от которой происходит новая жизнь и индивидуальность. Именно такое равноправное взаимоотношение имел в виду Юнг, когда ссылался на слова Фауста, упомянутые в первой главе нашей книги. Теперь мы можем понять, что этого может достичь только неинфляциированное взрослое (зрелое) мужское с полной фаллической силой.

Целью реинтеграции фаллоса является коньюкция, или созидательность, отцовство. Говоря языком психологии, человеческая маскулинность может быть связана с самой маткой (matrix) либо в качестве ее сына, либо в роли ее любовника, но одновременной связи в обоих качествах быть не может. Такая двойственность функций была и остается прерогативой богов. Цель описанного нами

 См. Критический словарь аналитической психологии. М., 1994.

120

приапического цикла — переместить мужское от взаимоотношений с женским как матерью к отношению к ней как супруге. Только так может произойти коньюкция, которая даст рождение жизнеспособному культурному будущему.

Естественно возникает вопрос: какой будет культура, если маскулинность будет неотделима от фаллоса, не будет подвержена инфляции и окажется способной к созидательному объединению со своей женской частью?

Такой вопрос легче задать, чем найти на него такой ответ, который сам бы не оказался инфляциированным, благодаря изобретательной фантазии. Тем не менее заманчиво считать, что внимание к созидательной встрече (encounter) может поднять и ценность творчества в глазах культуры. Идея культуры, в которой творчество ценится также высоко, как мы сейчас ценим инфляциированные мужские стремления типа гонки вооружений или достижение богатства с определенностью дает вызывающий и соблазнительный материал для фантазий на эту тему.

Но гораздо важнее подумать о нашем сегодняшнем положении. Оно не было бы таким ужасным, если бы личное унижение оказалось наихудшим возможным последствием инфляции мужского в нашей культуре. К сожалению, технология достигла такого уровня развития, на котором, используя эту технологию в целях инфляции, можно уничтожить наши ресурсы для дальнейшего развития самыми разнообразными и ужасными способами.

Однако, может ли культура испытывать и переносить унижение на глубоком (profound) уровне: исходя из мифа следует, что она должна, если фаллос должен быть реинтегрирован? На ум приходят относительно недавние культурные унижения, — Германия после второй мировой войны, Америка после Великой депрессии и вьетнамской войны (прибавим сюда СССР после афганской войны, крах коммунистической доктрины для всего бывшего соцлагеря — прим. русск. ред.); но они, судя по всему, не так уж сильно повлияли на наше инфляциированное и деструктивное использование технологии. Вероятно, здесь необходимо гораздо большее унижение, хотя трудно представить, в какой форме это может произойти. Всеобщий голод или фатальные пандемии (такие заболевания, как СПИД) — это две возможности, которые

121

 

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

 признавая власть самости
Он должен принять участие в церемониальной процессии изобретательного качестве
Сама по себе инфляция совсем
Уайли Д. В поисках фаллоса Приап и Инфляция Мужского психологии 1 комплекс

сайт копирайтеров Евгений