Пиши и продавай! |
[1] Ср. Mircea Eliade, Le chamanisme et les techniques archaiques de l'extase (Paris, 1951), p. 379; idem, Le Yoga. Immortalite et Liberte (Paris, 1954), p. 319. [2] Манговое дерево Sanspakeib идеотично «главному манговому дереву» царя Вессаваны [Царь Вессавана (Вайшравана, эпитет Куберы) — в индуистской мифологии бог богатства. В тибетский буддийский пантеон Кубера вошел под именем Вайшраваны, одного из «четырех великих царей», живущих в центре земли, на священной горе Меру; он является богом богатства, одним из главных «защитников религии». Вайшраване принадлежит заповедный сад Чайтраратха, находящийся на отрогах горы Меру.], которое в другой джатаке (№ 281) представляется как axis mundi. Ср.: Jataka, текст пали, II, р. 397, пер. Fausboll, II, р. 271. [3] Текст на пали, IV, р. 324; пер. IV, р. 204. [4] Н. von Glasenapp, La philosophic indierme (пер.: de A. M. Esnoul, Paris, 1951), p. 152, 369, n. 36. [5] L. Massignon, Al Hallaj, martyr mystique de l'Islam (Paris, 1922), I, p. 80-83. [6] Sir Henry Yule et H. Cordier, The Book of Ser Marco Polo (London, 1921), I, p. 316. [7] R. Schmidt, Fakire und Fakirtum im alten und modernen Indien (Berlin, 1908), p. 167; A. Jacoby, Zum Zerstuckelung und Wiederbelebungswunder der indischen Fakire.— Archiv f. Religionswissenschaft, XVII, 1914, p. 455-475, особенно с. 460; A. Lehmann, Einige Bemerkungen zu indische Gaukler-Kunststucken.— Jahrbuch d. Museums f. Volkerkunde zu Leipzig, XI, 1952, p. 48-63, обр. внимание с. 51-59. [8] С Defremery et le Dr. B. R. Sanguinetti, Voyages d'Ibn Batoutah (арабский текст с параллельным переводом, Paris, Societe Asiatique, 1822), vol. IV, p. 291-292. Мы уже приводили этот отрывок в: Le Chamanisme, p. 380, n. 1; Le Yoga, p. 319-320. [9] Yule-Cordier, op. cit, p. 316; Jacoby, op. cit, p. 460-462; цит. no: E. D. Hauber, Bibliotheca, acta et scripta magica, 1740, p. 114. [10] Jacoby, op. cit., p. 462-463. [11] Silva Gadelica (London, 1892), vol. II, p. 321-322; Jacoby, op. cit., p. 470, идентичный вариант приводится по: А. P. Elkin, Eine Sammlung irisches Erzahlungen, VI, p. 130. [12] Memoires of the Emperor Jahangir, p. 102, воспроизведена: Yule-Cordier, p. 318: «Они исторгли цепь длиной в 50 звеньев и на моих глазах направили ее вверх, и она вытянулась и осталась стоять так, как будто привязанная к чему-то в небесах. Была подброшена вверх собака, и она, ухватившись за нижний конец цепи, тут же начала взбираться по цепи вверх. Достигнув верхнего конца цепи, собака исчезла из виду. То же самое произошло со свиньей, пантерой, львом и тигром, которые в свою очередь взобрались по цепи и также исчезли из виду. В конце концов цепь была сложена в сумку, и никто так и не смог понять, каким загадочным образом эти животные смогли исчезнуть в небесах». [13] См. свидетельства, собранные Якоби; с. 466—467,472-473. [14] Jacoby, op. cit., p. 466.0 легендах, записанных Парацельсом, см.: W. Marmehardt, Germanische Mythen, p. 64. [15] Jacoby, op. cit., p. 464-465. [16] Eduard Seler, Zauberei in alten Mexico.— Globus, vol. 78, 1900, p. 89-91. Приводится в: Gesammelte Abhandlungen zur Americanischen Sprach- und Alterthumskunde, II (Berlin, 1904), p. 78-86, особенно с. 85. [17] Memoirs of the Emperor Jahangir, p. 99, приводится у: Yule-Cordier, op. cit., p. 318. [18] A. Lehmann, цит. статья отбрасывает гипотезу о массовом внушении и объясняет rope-trick мастерством фокусников. [19] Op. cit., с. 464-474 et passim. В дальнейшем займут особое место в духовной традиции человечества |
|
|
|