Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

44

моничных с ними коллективных рефлексов, в то же время оказывают
взаимно тормозящее влияние, причем поступательный ход истории обус-
ловливается тем, какие из двух рефлексов возьмут окончательный перевес
и получат наибольшее распространение.

Между тем что может представлять собою коллективная рефлексология
в историческом освещении? Между нею и настоящей историей имеется тоже
различие, какое существует между общественной рефлексологией и
социологией, ибо история должна принять во внимание и особенности
климата, местности, расы, экономических и других влияний, определяющих
историческую жизнь данного народа, что уже выходит за пределы задач
коллективной рефлексологии.

Но если и доисторический период деятельности человека, изучаемый
археологией и при том по тем объектам и обломкам, которые сохранились
в земле в течение большого количества столетий. При этом археология не
ограничивает своей задачи исключительно доисторическим периодом, но и
собирает материал, относящийся к периоду ранних эпох истории человече-
ства, пополняя этим существующие летописные и иные источники.

Особенность археологических изысканий сводится к тому, что при этом
исследуются не действия и реакции древних людей, а результаты этих
действий и реакций; но так как по результатам нетрудно судить о характере
деятельности, условиях быта, экономической жизни и т. п.*, то археология
и дает возможность воссоздавать коллективную рефлексологию древнего
мира и доисторического мира и в той части, где археология воспроизводит
деятельность отдельных лиц или целых обществ, она даст объективный
материал для суждения об индивидуальной или коллективной рефлексологии
доисторического человека или человека древних времен.

Нужно при этом иметь в виду, что археология захватывает разные
стороны древнего человеческого коллектива, вследствие чего она опять-таки
выходит за рамки доисторической коллективной рефлексологии, ибо уже
теперь мы можем говорить не только об археологии языка, археологии
религий или морфологии археологии художественной, но и археоЛогии про-
мышленной, политической, юридической и т. п. При этом, что особенно
существенно, археология дает нам возможность проследить эволюцию кол-
лективных человеческих решений, ибо, что такое сравнительное языкознание,
описывающее и объясняющее нам происхождение каждого корня и его
судьбу, как не выяснение эволюции языка - этой важнейшей коллективной
символической реакции? Что такое сравнительная мифология, поясняющая
нам происхождение каждого мифа<, его развитие и судьбу, как не выявление
коллективной реакции первобытного и древнего человека на выявление
таинственных для него сил природы? То же самое необходимо сказать и
по отношению к вопросам поведения, политики, обмена, права, художест-
венного творчества, выясняемым с помощью археологии. Словом, ключ для
выяснения эволюции коллективных рефлексов в человеческом мире
доисторических времен мы находим в археологических исследованиях подоб-
но тому, как ключ для биологического и анатомического развития органов
тела мы имеем в палеонтологии.

В этом отношении интересно сопоставить развитие детского языка, прев-
ращающегося постепенно в язык взрослых людей, первоначальное развитие
детского рисунка, дающего начало художественному творчеству взрослого
человека и первоначальное установление взаимоотношений между детьми,
переходящее в правовые отношения взрослых, с тем, что показывает нам
археология относительно жизни и деятельности первобытного человека. Из
этих сопоставлений мы убеждаемся, что индивидуальная эволюция челове-
ческих рефлексов как бы повторяет эволюцию рефлексов доисторического
человека^*.

Из вышесказанного очевидно, что предметом коллективной рефлексологии
является изучение возникновения, развития и деятельности собраний и
сборищ, проявляющих свою соборную соотносительную деятельность^"* как
целое благодаря взаимному общению друг с другом входящих в них
индивидов.

Совершенно безразлично, будем ли мы иметь перед собой случайно
собравшуюся толпу на улице, привлеченную каким-либо уличным событием,
или мы имеем общественный митинг по поводу одного из собраний, взвол-
новавших общество, или имеется общественное или даже правительственное
собрание лиц для определенной цели, - везде и всюду мы будем встречаться
с проявлением общественных настроений, соборного умственного творчества
и коллективных действий многих лиц, связанных друг с другом теми или
другими интересами, а потому все эти проявления и должны быть предметом
коллективной рефлексологии.

Таким образом предметом коллективной рефлексологии должны быть
проявления соотносительной деятельности общественных или социальных
групп вообще независимо от их характера и цели. Как общая рефлексология
имеет своим предметом изучение соотносительной деятельности отдельных
лиц в связи с теми прошлыми и настоящими влияниями, которые ее
обусловливают ^, так и предметом коллективной рефлексологии должны
быть продукты деятельности тех или других социальных групп как известного
целого, объединенного тем или другим цементом партийного, правового,
религиозного, служебного профессионального, школьного или семейного ха-
рактера в связи с высшими и внутренними текущими и прошедшими
условиями, которые в них отражаются.

Очевидно, что предмет коллективной рефлексологии должен иметь в виду
те же стороны соотносительной деятельности, какие имеет в виду и общая
рефлексология, но она исследует при этом деятельность массы лиц, связанных
между собою общностью условий. Таким образом, хотя коллективная реф-
лексология казалось бы, имеет дело с проявлениями соотносительной дея-
тельности массы отдельных лиц, но лиц, спаянных между собою общими
интересами и стало быть в данных условиях общественной деятельности
обнаруживающих проявления коллективной или собирательной соотноситель-
ной деятельности. Поэтому в коллективной рефлексологии мы должны иметь
в виду проявления общественных настроений и мимико-соматических
реакций вообще, общественной наблюдательности, общественного сосредо-
точения, общественного творчества, общественных постановлений и обще-
ственных действий.

Какими бы внешними причинами не устанавливалось объединение тех
или других социальных групп, но, если между отдельными членами данной
группы достигается известное взаимоотношение в смысле большего или
меньшего согласования тех или иных сторон их соотносительной деятель-
ности, коллективные проявления оказываются уже возможными. Особенности
этих проявлений, условия и законы их развития и должны служить предметом
специального изучения коллективной рефлексологии.

Таким образом предметом коллективной рефлексологии должны служить
все проявления соотносительной деятельности в разнообразных общественных
группах и собраниях, начиная с простой толпы, сходок, митингов и кончая
собраниями в форме научных обществ и коллективных учреждений обще-

^ Бехтерев В. М. Объективная психология и ее предмет// Вестник психологии, криминальной
антропологии и гипнотизма. СПб., 1904. Вып. 9-10; Он же. Объективная психология.
СПб., 1907-1912. Отд. отт. Он же. Общие основания рефлексологии, Пг., 1918.

46

ственного и правительственного характера, в форме так называемых советов,
комитетов и т. п.

Для коллективной рефлексологии не представляется существенными ни
размеры той или другой группы, ни постоянный или временный ее характер,
но она может и должна принимать во внимание условия, объединяющие
данную группу лиц в том или ином отношении и ее прошлое, так как от
того и другого зависит как характер, так и особенности коллективной
относительной деятельности.

Нужно при этом иметь в виду, что деятельность коллектива развивается
теми же путями и по тем же законам, как и деятельность отдельной личности.
Поэтому в деятельности каждого коллектива, как в деятельности отдельной
личности, мы можем различать наследственно-органические проявления,
ббльшую или меньшую возбудимость, коллективное настроение, наблюда-
тельную способность, коллективное сосредоточение, коллективную творческую
деятельность и как одно из ее проявлений суждение, приводимое к опреде-
ленному результату в форме решения или постановления и, наконец, вы-
полнение этого решения или постановления в форме того или иного действия.

Коллективная рефлексология, рассматривая общественные явления в
процессе их зарождения, развития и проявления со строго объективной
стороны, а иначе она рассматривать их и не может, имеет предметом своего
исследования возникновение, развитие и то или другое проявление общест-
венной деятельности или общественного движения как своего рода общест-
венный рефлекс. Поэтому для коллективной рефлексологии не должно су-
ществовать и собственной терминологии наподобие общественного сознания,
общественных чувств, общественного внимания, воли и прочего, а она должна
быть заменена объективной терминологией^*.

Коллектив людей, соотносительную деятельность которого изучает кол-
лективная рефлексология, в основе всегда имеет связующее нечто, как,
например, общее настроение, общее наблюдение, общее сосредоточение, общее
обсуждение, общее решение или постановление и общность или единство
цели и действий. Примером коллектива, связываемого одним настроением,
может служить толпа. Примером коллектива, связываемого общим наблю-
дением и сосредоточением служат театры, концерты, вообще зрелища и
представления всякого рода. Примером коллектива, вызываемого необ-
ходимостью общего обсуждения вопросов, приводящего к тому или другому
постановлению, являются советы, совещания, конференции, комитеты, обще-
ства, съезды и т. п.

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Сам владелец магазина Ягодкин спасся от самосуда толпы тем
Указывают среднее число правильных решений в течение 5 мин
Как только личность пожелает сделать попытку выйти из обычно установленных обществом правил
Общество есть продукт личности
Периоды больших общественных волнений

сайт копирайтеров Евгений