Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

непосредственное

КУЛЬТУРА МЫСЛИ КУЛЬТУРА СЛОВА

КУЛЬТУРА ТЕЛА (ДЕЙСТВИЯ)

опосредованное (необратимое)

352

Этот перечень предварительный, но не произвольный. Он отвечает цели автора наметить некоторые категории для культурно ориентированной психологии. Предложенные понятия есть культурно преломленные антропологические универсалии. Почему не эмоции, воля, воображение, личность? Дадим ответ позднее, а сейчас коснемся каждого из элементов списка.

Действующее, живое тело - макропредмет, природное образование. Тело предоставляет культуре два набора качеств:

а) видимое физическое обличие - моторный образ всех механических перемещений;

б) метаболизм телесных органов, сигнализирующих о себе «органическим чувством».

Этот дуализм природы явно проявляется в дуализме культуры, в разделении на непосредственное и опосредованное, внешнее и внутреннее. Телесное действие обеспечивает культуру фундаментом, поскольку выполняет функцию экзисти-рования. Употребляемый мною термин не вполне совпадает с философски-обыденными коннотациями «экзистенции», которые акцентированы на переживании индивидом своей уникальности. Этимология латинского «exisfo» дает более широкий и фундаментальный спектр значений: выступать, появляться, возникать, делаться, существовать. Экзистиро-вать, следовательно, - это давать что-то в существование, делать его наличным. Неважно, каковы качества этого существования, важно, что оно (в нашем случае) культурно дано. Культура действия есть порождение существований в указанном значении. Сам простой факт производства здесь-существования предопределяет выбор простого «действие» вместо переусложненного, доктринально многозначительного «деятельность». Используем четкое разделение А.Н. Леонтьева: «Действие отличается от деятельности тем, что предмет, на который оно направлено, не совпадает с его мотивом. То и другое здесь разделено. Мотив, побуждающий действие, лежит в предмете ( совпадает с ним) той деятельности, в которую включено данное действие» [Леонтьев, 1994, с. 49].

Экзистирование (производство здесь-существований, наличностей) вообще не предполагает вопроса о смысле произведенного. Экзистенциализм сливает факт существования с обращенным к нему «зачем?» и «как?». Гегель связывает такой вопрос с самой первой фазой познания.

Чистое действие бессмысленно в той степени, в какой оно производит только чистые, безвопросные наличности. Оно условно или патологично или машинообразно, сводится только к воспроизводству дискретных состояний, потому что без смысла невозможно поместить его в рамку развития.

Генетически первичным «здесь» является тело, которое дает первый образ наличного существования. В живом теле заложено противоречие: оно и предмет, и движение. Поэтому изначально человек постигает его чистое присутствие только в трупе, отделяя от этой телесной здесь-наличности человека смысл - душу. Это первое выделение чистого существования и одновременно наделение его смыслом (т. е. нарушение его чистоты) и не могло произойти иначе как зафиксированное в «натуральном артефакте». Но в дальнейшем дело разворачивается быстрее: человек создает очень много своих подобий: машин, которые уже штампуют «здесь-присутствия» без всякой заботы о смысле. Для самого человека отождествление с таким режимом «чистого экзистирования» чревато машинообразностью, шизофренией, утратой человеческих свойств. Для человечества чистая линия культуры действия означает техническую активность, практическую пользу, но с неясной перспективой для собственно человеческого существования. Внутри антропоморфной матрицы телесность сводится с другими культурными рядами. Между параллельными прямыми пролегают перемычки межкультурных связей. Действие бывает не только телесным, но и словесным, умственным.

О культуре слова в этой книге уже говорилось и будет еще сказано. Слово (в широком понимании) - субстрат вербальной культуры; его антропокультурная функция называется медиацией. Оно посредничает между человеческими индивидами, обеспечивая их отдельность и в то же время надпространствен-ную и надвременную связь в качестве духовно-психологических существ. Родовое свойство человека выражаться и самовыражать-ся означает сообщаемость внутри человечества. Медиация стремится преодолеть разделенность сознаний и в то же время сдерживается снизу и сверху матрицы соответственно необходимостью в предметно-знаковой экзистированности и осмысленности, или эссенцированности. Последняя функция развивается на субстрате мысли.

Способы интеллектуального участия человека в разумном порядке мира назовем культурой мысли. Мысль передает

354

строение мироздания, и в стремлении охватить целое она бесконечна, невыразима. Но в функции эссенцирования, наделения логикой действия и слова она охранительна, т. е. антропоморфна. Социоприродное устройство выдерживает критерий разумности, если не покушается на устойчивость Homo sapiensa. Самые смелые движения ума страхуются установлением пределов, которые человеческое существо не может переходить физически, социально и умственно.

Ясно, что перечисленные психокультурные универсалии отщепляют от целостного человека его отдельные стороны. При движении внутри матрицы справа налево, от непосредственного к^опосредованному, происходит «аккультурация», а если слева направо, то наоборот - психологизация.

Введем в схему еще один элемент - целостного человека. Тогда движение от этой предельной непосредственности-целостности ко все большему культурному опосредованию можно представить графически так:

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Под грандиознейшей проблемой подразумевается связь мышления
Коровы возникли от него
Попытались связать эпические времена с настоящим
Усилиями которого идея реконструкции была введена в обиход исторической науки
Миметического мышления у homo e

сайт копирайтеров Евгений