Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Наиболее известным примером совершения ритуального самоубийства (сеппуку или харакири - вспарывание живота) в Японии является знаменитая история сорока семи самураев. Это исторически достоверная повесть о том, как предводитель самурайского клана был оскорблен и потерял лицо из-за поведения другого японского князя. Оскорбленный совершил сеппуку, чтобы спасти свою честь и честь своего клана. Самураи, потерявшие господина, - называемые теперь ронин - поклялись отомстить и убить оскорбителя. Сорок семь самураев осуществили свой план и убили князя. После этого они обратились к властям, признались в убийстве и объяснили его причины. В результате было решено, что единственно возможный способ выйти с честью из создавшейся ситуации - приказать сорока семи самураям совершить сеппуку, что они и сделали. Таким образом, они добровольно пожертвовали жизнью для сохранения чести и достоинства своих семей и своего клана. Эти события происходили в конце XIX века, но в Японии до сих пор продолжают происходить такие же акты самоубийства. Несколько японских бизнесменов совершили самоубийство в ответ на разорение своих компаний в результате экономического кризиса в Азии, случившегося во время написания этой книги.

Самоубийства как результат социальных и культурных потрясений

Япония - единственная страна, в которой проводилось психологическое изучение явления самоубийства в сравнении с другими культурами. По данным многих исследований основной причиной самоубийств становятся социальные и культурные потрясения. Линаарс, Анавак и Тапарти считают, что этот фактор влияет на количество самоубийств среди молодых канадских иннуитов. Социокультурные изменения всегда считались причиной самоубийств среди североамериканских индейцев, у которых частота самоубийств выше, чем у белых американцев. Стрессы, связанные с социальными и культурными переменами, являются причиной самоубийств во многих других культурах, включая коренных жителей Гавайских островов, греков, англичан, эскимосов, и у других этнических групп.

Другие социальные факторы суицидного поведения

Некоторые исследователи старались найти другие факторы, вызывающие суицидное поведение. Оказалось, что грамотность не влияет на склонность к самоубийству; исследование 54 культурных групп не обнаружило разницы в частоте самоубийств у грамотных и неграмотных людей. Бур сравнивал количество самоубийств в 10 странах - Новой Зеландии, Израиле, США, Канаде, Италии, Австралии, Западной Германии, Франции и Швеции - со степенью внутреннего и внешнего контроля. Оказалось, что в странах с высоким уровнем внешнего контроля количество самоубийств выше.

Несмотря на то что это исследование проводилось более 20 лет назад, его результаты согласуются с более современными данными о том, что склонность к самоубийству это продукт господствующих в обществе идей в отношении к жизни и смерти. Другим фактором, тесно связанным с культурой и самоубийством, является религиозная вера.

Таким образом, за последние 20 лет проведены достаточно интересные и глубокие исследования самоубийств в разных культурах. Однако многие вопросы до сих пор остаются не решенными. Что именно в данной культуре вызывает определенное суицидное поведение и почему? Почему существуют значительные индивидуальные различия в отношении к самоубийству, даже в культуре, где оно считается приемлемым? Несмотря на прославленные в истории рассказы о самоубийствах, в Японии существует сильное предубеждение в отношении самоубийств, связанных с психическими расстройствами, а обращение за помощью в критических ситуациях считается лучшим выходом.

В каком случае самоубийство может быть оправдано в любой культуре? В связи с развитием медицинской технологии все более важными становятся вопросы, находящиеся на грани между медициной, культурой и этикой. Во многих странах мира дебатируется вопрос о допустимости медицинской помощи самоубийцам. Будущие исследования культур помогут прояснить многие моменты, связанные с решением этой проблемы.

Резюме

В этом разделе мы рассмотрели большое количество исследований, касающихся влияния психологических, социальных и культурных факторов на здоровье. Мы знаем, что эти факторы могут влиять на уровень смертности, частоту сердечных и некоторых других заболеваний. Мы также знаем, что культурные несоответствия могут иметь последствия для здоровья. Чем больше эти отклонения, тем более высокий стресс они вызывают и создают больше проблем со здоровьем. Мы увидели, как культура влияет на отношение к человеческой фигуре и к питанию, обсудили, какую роль играет культура в суицидном поведении.

Очевидно, что исследования в этой области еще только начинаются. Но будущие исследования помогут установить связь между культурой как макроконцепцией и специфическими причинами и механизмами возникновения заболеваний. Какими бы ни были эти механизмы, связь культуры с физическим здоровьем очевидна как никогда ранее. Будущие исследования расширят наше понимание того, как и почему эта связь существует.

ВЛИЯНИЕ КУЛЬТУРЫ НА ПРЕДСТАВЛЕНИЯ И ВЕРОВАНИЯ, СВЯЗАННЫЕ СО ЗДОРОВЬЕМ И БОЛЕЗНЬЮ

Культура может влиять на здоровье различными путями. Культура влияет на отношение к здравоохранению и лечению, представления о причинах здоровья и болезни, доступность здравоохранения, поведение, связанное с обращением за медицинской помощью, и на многие другие аспекты здоровья и болезни. Только сейчас мы начинаем осознавать важность учета социокультурных различий при создании программ медицинской и психологической помощи.

ОСТЕОПОРОЗ : ВЛИЯНИЕ КУЛЬТУРЫ НА ПРИМЕРЕ КОНКРЕТНОГО ЗАБОЛЕВАНИЯ

В недавнем исследовании Мацумото и его коллеги пригласили японских и японоамериканских женщин старше 55 лет, живущих в районе залива Сан-Франциско, принять участие в опросе об их отношении к остеопорозу и его лечению. Остеопороз - заболевание, при котором происходит уменьшение плотности костной ткани и ослабление костей. Это заболевание особенно распространено среди пожилых женщин европейского и азиатского происхождения. В исследование включались полная история болезни, наличие факторов риска для возникновения остеопороза, личные впечатления о болезни и качестве медицинской помощи. И, наконец, брались образцы для определения минеральной плотности костей каждой женщины.

Среди наиболее интересных результатов этого исследования были культурные различия, обнаруженные в мнениях женщин о болезни и оказании помощи.

Культурные различия в отношении к болезни

Выборка женщин включала две группы: женщины, родившиеся и выросшие в США и говорящие на английском, как на родном языке, и родившиеся и выросшие в Японии и говорящие на японском. Когда женщин спрашивали о проблемах, связанных с остеопорозом, уроженки Японии прежде всего говорили о финансовых проблемах и оказании помощи. Американок больше заботили «другие проблемы», и в частности, потеря подвижности. Такие данные особенно интересны, поскольку подвижность - это центральный элемент индивидуализма, который более характерен для США, чем для Японии. Когда женщин спрашивали о проблемах, связанных с уходом за больными остеопорозом, большинство японских женщин говорили о нехватке времени. Американские женщины опять упомянули «другие» проблемы, связанные с их физическими возможностями.

Американки лучше знали о том, что такое остеопороз. Японки больше проявляли озабоченность по поводу остеопороза и очень боялись такого диагноза. Большее число американок рассчитывали на помощь посторонних людей, а не друзей и родственников, в случае заболевания остеопорозом. Японки были склонны считать причиной болезни судьбу, случай и несчастливое стечение обстоятельств. Американки связывали возникновение болезни с неправильной диетой. При этом в двух группах не было выявлено различий в степени персональной ответственности и контроля, в количестве женщин, обследовавшихся на остеопороз, и в отношении их к эстрогенной терапии.

Культурные различия в отношении к оказанию помощи и лечению

Исследователи также интересовались, какую помощь женщины хотели бы получить, если бы заболели остеопорозом. Большинство японских женщин рассчитывали на помощь различных учреждений социальной помощи, реабилитационных центров, информационных служб. Большинство американок хотели бы иметь «другую» помощь, и прежде всего медицинскую.

Самым удивительным было то, что больше японских женщин сказали, что согласятся на оперативное вмешательство, несмотря на то что меньшее их число положительно оценивали своих врачей и доверяли им. Эти результаты связаны с традиционным для японской культуры уважением к авторитету. Они говорят о том, что соотношение между личным доверием и уважением к авторитету в японской культуре не такое, как в американской.

КРОСС-КУЛЬТУРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ОТНОШЕНИЯ К БОЛЕЗНЯМ

Значение культуры для формирования представлений, верований и ценностей, связанных со здоровьем и болезнью, демонстрируют и другие исследования. Домино и Лин просили студентов из Тайваня и США оценить по специально разработанной шкале различные метафоры, связанные с раком. Результаты показали, что тайваньские студенты выше оценивали самые пессимистические и наиболее оптимистические метафоры, т. е. они оказались одновременно и более пессимистичными и более оптимистичными, чем их американские ровесники.

Кук сообщает о различиях во взглядах на хронические болезни и роль социальных связей у китайцев, индийцев и англокельтских канадцев. В этом исследовании участников опроса из этих трех культурных групп просили высказать свое мнение по психологическим, феноменологическим и социальным аспектам лечения болезней и социальной поддержки. Анализ полученных данных выявил значительные различия у трех культурных групп в мнениях о феноменологических причинах болезней, психологических и феноменологических результатах заболевания, психологических и феноменологических аспектах лечения и о социальных связях.

Другие исследования, проведенные в последнее десятилетие, подтверждают влияние культуры на различные заболевания. Эдман и Камеока отметили культурные различия у филиппинцев и американцев в отношении к заболеваниям. Пул и Тинг выявили различия между отношением евроканадцев и индоканадцев к акушерской помощи. Мэтьюз, Лэннин и Митчелл брали интервью у чернокожих женщин, болеющих раком легких, и отметили важность разных источников информации для жизни с таким диагнозом. Джилек-Айял, Килек, Кайя, Мкомбачепа и Хиллари провели исследования заболевания эпилепсией в двух изолированных племенах в Африке. Они отметили значительные различия в отношении к эпилепсии, которые влияли на подход к лечению этой болезни. Гуинн представил данные об американцах мексиканского происхождения и отметил важность психологических факторов, влияющих на представления о здоровье. Муэла, Рибера и Таннер сообщили о влиянии знахарства на лечение малярии в Танзании. Они обнаружили, что доверие к знахарям вызывает отрицательное отношение к медикаментозному лечению и позднее обращение за помощью.

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Принять поведение супруга
Участвующий в выработке решения
Культурные основы традиционной психотерапии не авторы указывают
ШизофрениЯ шизофрения входит в группу психотических расстройств
Различия между культурами по параметру дв связаны с индивидуальными различиями в поведении в тех случаях

сайт копирайтеров Евгений