Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Другой традиционный подход к определению патологии сосредоточивает внимание на том, связано ли поведение индивида с каким-то нарушением или неспособностью выполнения привычных ролей. Трудно представить себе, что описанная здесь женщина способна нормально выполнять повседневные функции, например заботиться о себе и работать, пока она воображает себя животным. Во многих случаях психические расстройства действительно предполагают серьезные нарушения или снижение общего функционирования человека. Однако так бывает не всегда. К примеру, некоторые люди, страдающие биполярным (маниакально-депрессивным) расстройством, сообщают о повышении продуктивности во время маниакальных эпизодов.

Отклонения в поведении

Если мы исследуем поведение описанной нами женщины с точки зрения отклонения (девиации), то также можем заключить, что оно патологично, поскольку, по всей видимости, идет вразрез с социальными нормами. Но не любое социально девианное поведение можно отнести к патологии или психическому расстройству. К примеру, многие люди продолжают считать, что гомосексуализм - это отклонение, он он более не классифицируется как психическое расстройство. Хотя некоторые американцы могут рассматривать гомосексуализм как патологию, в других культурах и в различные периоды истории он широко практиковался. Использовать общественные нормы как критерий патологии трудно не только потому, что нормы меняются со временем, но и потому, что они субъективны. То, что один член общества или культуры считает девиантным, другой может принимать как норму.

Субъективный дистресс

Опора на сообщения о субъективном дистрессе при определении патологического поведения также проблематична. Испытывает ли человек дистресс в результате патологического поведения, может зависеть от того, как к этому человеку относятся другие. Например, если описанную нами женщину будут подвергать осмеянию, избегать или признают «больной» из-за ее поведения, очень вероятно, что она испытает дистресс. Напротив, если ее считают наделенной особым даром и она принадлежит к признанному кругу лиц, тогда, возможно, у нее вообще не будет дистресса.

Каждый из описанных выше более или менее традиционных способов определения патологии имеет и преимущества, и недостатки. Эти вопросы становятся еще более сложными, когда во внимание принимается культурный контекст. Определения патологии могут варьировать как внутри культуры, так при переходе от одной культуры к другой.

КУЛЬТУРНЫЙ РЕЛЯТИВИЗМ В ОТНОШЕНИИ ПАТОЛОГИИ

В качестве альтернативы традиционным подходам многие ученые, занимающиеся межкультурными вопросами, утверждают, что мы можем понять и идентифицировать патологическое поведение, только если принимаем во внимание культурный контекст. Эта точка зрения предполагает, что мы должны прилагать к патологии принцип культурного релятивизма. Например, поведение описанной нами женщины можно принять за расстройство, если она ведет себя подобным образом на улице большого американского города. Однако оно может выглядеть подобающим и понятным, если имеет место во время шаманского обряда, в котором женщина выступает в роли целительницы.

Культуры, которые верят в сверхъестественные вмешательства, способны четко определять, когда состояния транса и разговоры с духами являются приемлемой частью поведенческого репертуара целителя, а когда аналогичное поведение следует рассматривать как признак расстройства. Примеры подобных культур встречаются у народа йоруба в Африке и некоторых групп эскимосов Аляски.

Некоторые модели поведения, в частности те, которые связаны с психозом (например, бред, галлюцинации), повсеместно признают патологическими. Однако исследователи утверждают, что патология и норма - понятия, культурно обусловленные. Эти ученые указывают на тот факт, что культуры различаются по своим представлениям и установкам по отношению к патологическому поведению.

Опора на сообщения о субъективном дистрессе при определении патологического поведения также проблематична при рассмотрении патологии в разных культурах. Есть данные, что культурные группы отличаются по степени дистресса, который, по сообщениям их представителей, те испытывают в связи с психическими расстройствами. Кляйнман описывает исследование, свидетельствующее, что подверженные депрессии китайцы и африканцы реже сообщают о чувстве вины и стыда, чем депрессивные евроамериканцы и европейцы. Однако китайцы и африканцы чаще сообщают о соматических жалобах. Эти данные могут отражать культурную тенденциозность реакций (см. главу 5). Некоторым культурным группам могут быть присущи ценности, которые запрещают рассказывать о субъективном дистрессе или фокусировать на нем внимание, в отличие от западных представлений о важности самораскрытия.

Вопрос, принимать ли универсальные или культурно относительные описания патологии, является источником непрерывных споров в психологии. Изучение межкультурной литературы может дать ключ к тому, как понимать роль культуры в развитии патологии.

КРОСС-КУЛЬТУРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ПАТОЛОГИЧЕСКОГО ПОВЕДЕНИЯ

Проводившиеся в течение долгих лет кросс-культурные исследования дали обилие фактов, показывающих, что аномальное поведение и психопатология имеют как универсальные, так и культурно-специфические аспекты. В этом разделе мы рассмотрим шизофрению, депрессию, соматизацию и ряд явно культурно-специфических расстройств.

ШИЗОФРЕНИЯ

Шизофрения входит в «группу психотических расстройств, характеризуемых грубыми искажениями реальности; отказом от социальных интеракций и дезорганизацией восприятия, мышления и эмоций». Некоторые теории, касающиеся причин шизофрении, отдают приоритет биологическим факторам (например, избыточному содержанию допамина или иным биохимическим нарушениям). Другие теории делают акцент на семейную динамику (к примеру, проявление враждебности к больному человеку). Модель шизофрении «диатез-стресс» предполагает, что у индивидов с биологической предрасположенностью к расстройству (диатез) последнее может возникнуть после воздействия стрессоров среды.

Международное опытное исследование шизофрении

Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) выступила спонсором Международного опытного исследования шизофрении , которое сравнило распространение и течение расстройства в Колумбии, Чехословакии, Дании, Англии, Индии, Нигерии, СССР, Тайване и США. После тщательного обучения использованию оценочных средств психиатры в каждой из этих стран достигли хорошей надежности в диагностике шизофрении у пациентов, включенных в исследование. В результате исследователи ВОЗ смогли идентифицировать группу симптомов, наличествующих во всех культурах в выборках шизофреников. К этим симптомам относятся отсутствие инсайта, слуховые и вербальные галлюцинации, а также идеи отношения (предполагающие, что человек является объектом всеобщего внимания).

Межкультурные различия в течении болезни

Исследования ВОЗ широко цитируют, чтобы подкрепить доводы в пользу универсальности шизофрении. Но выявились также некоторые важные межкультурные различия. Один результат, удививший исследователей, показал, что болезнь протекает у пациентов из развивающихся стран легче, чем у тех, кто живет в высокоиндустриализованных странах. Пациенты в Колумбии, Индии и Нигерии выздоравливали быстрее, чем больные в Англии, СССР или США. Эти различия были приписаны таким культурным факторам, как большое количество родственников и тенденция возвращаться на прежнюю работу в развивающихся странах.

Проявление симптомов шизофрении в разных культурах

Исследователи также обнаружили отличия в проявлении симптомов в разных культурах. Пациенты в Соединенных Штатах реже демонстрировали отсутствие инсайта и слуховые галлюцинации, чем датские или нигерийские больные. Эти данные могут быть обусловлены культурными различиями в ценностях, связанных с инсайтом и самосознанием, которые высоко котируются в США, но имеют меньшее значение в других странах. Кроме того, культуры могут различаться по своей терпимости к конкретным симптомам; нигерийская культура в целом относится более приемлемо к наличию голосов. Однако нигерийские и датские пациенты чаще демонстрировали кататонию (крайнюю степень отчужденности или возбуждения).

Шизофрения протекает у пациентов из развивающихся стран легче, чем у тех, кто живет в высокоиндустриализованных странах. Пациенты в Колумбии, Индии и Нигерии выздоравливают быстрее, чем больные в Англии, СССР или США.

Кляйнман и Лефф рассмотрели некоторые из методологических проблем, которые осложняли исследования ВОЗ - среди них оценочные средства, которые были не способны выявить культурно уникальный опыт и проявления расстройства. Кляйнман также отметил, что выборки оказались искусственно гомогенными из-за критериев отбора. Он утверждал, что показатели межкультурных различий могли быть еще большими, не будь снижена гетерогенность выборки.

В одном раннем исследовании психиатрических пациентов в Нью-Йорке Оплер и Сингер установили, что американские шизофреники ирландского происхождения чаще страдают параноидным бредом, чем американские пациенты итальянского происхождения. Авторы объясняют это отличие культурными различиями в воспитании детей. Исследование японских шизофреников показало, что они чаще, чем евроамериканцы, проявляют отчужденность и пассивность, подстраиваясь под культурные ценности.

Распространенность шизофрении и возникновение рецидивов

Другие межкультурные сравнения шизофрении обнаружили культурные вариации в распространенности и симптоматологии. Мерфи установил, что уровень госпитализации по поводу шизофрении в Ирландии в 4 раза выше, чем в Англии и Уэльсе, а это предполагает, что некоторые особенности ирландской культуры (например, острый ум, двойственное отношение к индивидуальности) могут влиять на возникновение шизофрении.

Недавние исследования шизофреников подтвердили теорию, согласно которой проявленные эмоции - семейная коммуникация, характеризуемая враждебностью и сверхучастием, - повышает вероятность рецидива. Конструкт проявленных эмоций важен, поскольку он предполагает, что семейные и социальные интеракции влияют на течение шизофрении. На эти интеракции, в свою очередь, влияют культурные ценности. Исследования свидетельствуют, что в западных выборках проявленные эмоции становятся предвестником рецидивов. Однако Кляйнман указывает на различия при использовании этого конструкта в других культурах, особенно в тех, которые делают упор на невербальную коммуникацию. Карно с коллегами сообщает, что проявленные эмоции также предвещают рецидивы среди американцев мексиканского происхождения, но Кляйнман задает вопрос, валидны ли для других культур средства оценки проявленных эмоций, разработанные в контексте какой-то одной культуры.

Различия в частоте постановки диагноза

Сообщения о культурных различиях в диагнозе также поднимают вопросы в отношении валидности оценочных приемов, используемых в межкультурных сравнениях шизофрении и других расстройств.

При повторном анализе некоторых ранних данных ВОЗ Лефф обнаружил, что американские психиатры чаще ставят диагноз шизофрении, чем психиатры в Англии, и реже диагноз депрессии. Абебимпе, а также Томас и Силлен установили, что афроамериканцам чаще, чем евроамериканцам, ставят диагноз шизофрении в сравнении с депрессией, даже когда картина симптомов одинакова. По-видимому, паттерн различий частично объясняется расовой предубежденностью, а кроме того, могут быть важны культурные различия в проявлении симптоматологии.

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Раз невербальное поведение явно имеет практическое значение для работников образования
Иллюстраторы - это виды невербального поведения
Само существование этих различных этнопсихологии показывает
Противоречит представлению об универсальном характере организации человеческой личности
Рассматривают когнитивное развитие в коммуникативном аспекте - имея в виду мыслительные навыки

сайт копирайтеров Евгений