Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Эту истину инстинктивно признавали уже древние народы, поклоняясь
солнцу и свету, т. е. той энергии, которая является живительным началом для
нашей планеты. Современная научная мысль идет в том же направлении, но она
устремляет свои взор дальше воззрений мудрецов древности, видя не в солнце
только, этом живительном светиле нашей планеты, начало всех начал, а в той
мировой энергии, которая служит основой мироздания и началом всего сущего, в
том числе и самого солнца.

Но и в видимом нами мире, доступном нашему уму, нет ничего абсолютного,
ибо существа мира мы не знаем, а постигаем только отношения в нем и разные
их формы. Энергии, какие мы знаем, также не представляют сами по себе
чего-нибудь абсолютного, форма энергии - это принятие, выражающее
количественное отношение видимых и осязаемых вещей, но существа самой
энергии мы все же не знаем. Оно для нас непостижимо. Тем не менее мы знаем,
что мировая энергия в конце концов дает начало высоким моральным достижениям
человеческой личности. Когда вся она отдается на бескорыстное служение
другим и в особенности всему человечеству до самозабвения, до уничтожения
своих личных интересов, мы признаем ее достойной обожествления ввиду
приближения ее к высшему моральному идеалу, именуемому Богом.

Наивное религиозное воззрение непременно представляет себе Бога в
человеческом образе. Но ведь это есть антропоморфизм, недопустимый с
логической точки зрения. Какое основание именно представлять Бога в
человеческом образе? Не только не необходимо, чтобы Бог - духовное начало,
уподоблялся физическому образу человека, каковым его рисует человеческое
воображение, но и должно быть логически исключаемо.

Правда, человек согласно религиозному воззрению создан "по образу и
подобию" божества, и это не противоречит научному воззрению, ибо иначе не
было бы никакого соотношения между человеком и высшим добром или богом, и
человек перестал бы искать Бога. Но соотношение здесь предполагается
духовное, т. е. которое в человеке может быть признано проявлением высшего
духовного начала, идущего в соответствии с социальностью. А если это так, то
ни о каком совпадении внешних форм человека и божества не может быть и речи.
В конце концов и христианское учение, олицетворяя в образе Христа
Богочеловека, признает в нем божественной не физическую природу, а его
духовную сторону, иначе говоря, eго учение, полное высших и недосягаемых
моральных ценностей, и его деятельность как действенное их осуществление и
лучшее отражение мировой энергии.

С совершенствованием человеческой личности связан и тот божественный
принцип, который обеспечивает существование добра на земле, проникающего
жизнь в различных ее проявлениях и являющегося в высших своих формах венцом
мирового прогресса. Вот почему можно не только верить и питать надежду, но и
высказать убеждение, что мировой процесс, двигаясь по тому же пути, приведет
в конце концов путем прогенерации человеческого рода к созданию того высшего
в нравственном смысле человеческого существа - назовем его прогенеративом -
которое осуществит на земле царство любви и добра. Это случится через много
веков, но случится непременно, ибо законы, управляющие жизнью вообще и
жизнью человека в частности, столь же непреложны, как и законы, управляющие
движением небесных светил.

А так как идеалы всегда предвосхищают будущее, то мы, руководясь этими
идеалами и сами являясь носителями мировой энергии, будем стремиться к тому,
чтобы все в нашей жизни было проникнуто божественным духом, следовательно,
все общечеловеческое, гуманное и жертвенное нашло возможно полное отражение
в нашем собственном существе и тем самым служило бы созданию лучшего
человека в будущем. К созданию этого лучшего, т. е. морально более высокого
человека - будущего человеческого прогенератива и должны быть направлены все
наши усилия, сущность которых должна заключаться в непрерывном
совершенствовании своей собственной личности в соответствии с интересами
общечеловеческого коллектива и одновременно в совершенствовании общественных
форм человеческой жизни.

1918 г.

Академик В. М. Бехтерев.

--------------------------------------------------------------------
(1) Речь, сказанная на торжественном акте Психоневрологического ин-
ститута в феврале 1916 г. и первоначально напечатанная в "Вестнике
знания".

(2) Соловьев В. Оправдание добра. Предисловие.

(3) Лебон Г. Эволюция материи. СПб., 1911 г.

(4) См.: Бехтерев В. М. Вестн. Психологии. 1904. Объективная
психология. Вып. I. (1907), вып. II. (1910) и вып. III (1911). СПб. Общие
основания Рефлексологии; Обозр. Психиатрии. 1916 и 1917 гг. и отд.
изд. - Вестн. Знания. 1916 г.

(5) См.: Бехтерев В.М. Психика и жизнь. 2-е перераб. и доп. изд.
СПб., 1904 г. L'activite psychique et la vie. Paris. - Psyche und Leben.
Wiesbaden.

(6) Заслуживают внимания новейшие исследования, которые устанав-
ливают соотношения между принятой пищей и производимой человеком
механической работой (на велосипеде). Для этой цели человека помещали
в замкнутое пространство с неизменной температурой. Производимая им
механическая работа передавалась тем или другим механизмам, например
динамо-машине. При этом путем учета потребляемой пищи и производимой
полезной работы доказано, что человек дает работой своих мышц около
21% потребляемой им энергии, тогда как паровая машина, как известно,
дает не более 13% полезной работы. Люди с большей физической силой
дают еще больший процент полезной работы, а именно до 36%. Здесь,
конечно, не принята в расчет та энергия, которая идет на работу желез
и других внутренних органов (потоотделение, усиление сердцебиения
и пр.). Только что приведенные факты объясняются, с одной стороны,
большим совершенством человеческой машины, преимущество которой
состоит в том, что изнашивание человеческой машины чинится самой же
машиной, с другой - тем обстоятельством, что энергия наших центров,
дающая импульс движению, образуется, собственно, не столько путем
трансформации питательного материала - крови, сколько путем транс-
формации разнообразных внешних влияний на воспринимающие органы
и постоянно присутствующего запаса энергии в центрах.

(7) Бехтерев В.М. Обозрение психиатрии. 1896. Neurol Centr. 1896.

(8) Бехтерев В. М. Психика и жизнь. СПб.

(9) Энергетическое учение в применении к нервно-психической деятель-
ности за последнее время кроме меня развивалось с различных точек
зрения Lassvitz'ем, Гротом, Краинским и др.

(10) О том же предмете сделан доклад профессором Хвольсоном в Пет-
роградском Философском обществе в марте 1916 г.

(11) Друммонд Г. Прогресс и эволюция человека. С. 373.

(12) Бехтерев В. М. Психика и жизнь. СПб. Psuche und Leben.
Wiesbaden. L'activite psychique et la vie. Paris. Мысли, изложенные в
этом сочинении об эволюцинном монизме, а также и мои взгляды, изло-
женные мной в прениях по тому же предмету в данных обществах, особ.
в Р. Общ. норм. и пат. психологии, нашли свое отражение и в философской
литературе. (См. по этому поводу у К.Ф. Жакова в позднейших его
работах.)

(13) Друммонд Г. Op cit. С. 273-274

(14) Может быть, этот кругооборот, понятие о котором было доступно и
народам древности, и послужил к созданию учения о переселении душ.

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Вторая эпидемия истерических судорог в подольском уезде московской губернии
Интересна также психопатическая эпидемия
В той мировой энергии
Возбуждающего подражание в других классах населения образом подражания
Нежели внушение слуховое

сайт копирайтеров Евгений