Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Античные концепции. Вначале идея, что право — это внушение (рациональное или сверхъестественное), которое предписывает человеку придерживаться опре деленной линии поведения, высказывалась греками. Ее можно, в частности, найти у Платона и Аристотеля, но также и у стоиков. Цицерон, переводивший греческих философов для римлян, в произведении «Огосударстве» сформулировал определение естественного права, кото рое впоследствии стало классическим: «Истинный за кон представляет собой то, что говорит правильно упот ребленный разум. Закон находится в согласии с приро дой, присутствует всюду и является вечным. Он приглашает к исполнению долга и в испуге шарахается от пре ступления и коварства. Ни волей сената, ни волей наро да никто не может быть освобожден от обязанностей, возлагаемых на него законом. Он неизменен и не может утратить своей силы. Все народы во все времена будут подчиняться этому вечному закону».

 

Взращенные на эллинистических идеях, римские юристы разработали концепцию права, очень близкую этим принципам и в значительной степени проникнутую нравственностью. Для Цельса ( II в. н.э) право — это искусство добра и справедливости ( ars boni et aequi ). «Изучающему право, — подчеркивал Ульпиан полвека спустя, — надо прежде всего узнать, откуда происходит слово jus (право); оно получило свое название от justitia (правда, справедливость), ибо, как превосходно определяет Цельс, право есть ars (искусство) bonu (добра) и aequi (равенства и справедливости)». Ульпиан резюмирует это в трех следующих максимах: Honeste vivere (жить честно), alterum поп laedere (не вредить ближнему), suum cuiquque tribuere (воздавать каждому по достоинству). Как видим, перед нами скорее идеальные правила поведения, чем правовые нормы. Им дали название естественного права в противоположность праву гражданскому, термину, который в те времена обозначал нормы, присущие каждому государству ( civitas ). Но у юристов существует своего рода иерархия правовых норм, и гражданские законы всегда должны исходить из сформулированных выше принципов. Более того, право рассматривается ими преимущественно как умение вершить правосудие. При всей реалистичности римского права не будет преувеличением сказать, что оно, в общем и целом, остается верным этим максимам.

 

Средневековые концепции. В период, когда антич ная цивилизация рушилась под напором германских племен и под воздействием христианской религии, пра во, во всяком случае на Западе, приходило в упадок. Зарождалось общество совершенно нового типа, фео дализм, при котором правовые нормы больше не осно вывались на принципах равенства — как это было в римском праве — а, напротив, базировались на прин ципах иерархии и подчинения. Было бы, однако, не со всем правильно утверждать, что этот режим зиждился на насилии. Подобно любому обществу, у феодального была своя правовая структура. Основным элементом в этой юридической системе был договор, однако, су щественно отличающийся от римского или современного. Во-первых, речь идет как о публичном, так и о частном праве, поскольку в силу почти исчезнувшего понятия суверенности государства общественные фун кции имели там в основном наследственный характер. Кроме того, что весьма существенно, этот средневеко вый договор совершенно не соответствовал понятиям, которые вкладывали в него римские и современные юристы, — что договор (теоретически) есть продукт двух свободных и равноправных волеизъявлений. Он гораздо ближе к своего рода сделке, в соответствии с которой индивид или принадлежащая ему земля име ют четко установленный статус с сопутствующими ему правами и обязанностями. Кроме того, по крайней мере в начале средних веков, правовые нормы передавались устно. Они тщательно соблюдались и не подлежали кри тике. По всем этим причинам феодальное право не ста ло для современных ученых объектом углубленного анализа.

Именно в церкви, через ее теологов и юристов (ка ноников), можно найти элементы юридической доктри ны, и эта доктрина в значительной степени совпадает с доктриной римских правоведов, несмотря на их языче ство. Так, например, наиболее известный из средневе ковых ученых, Фома Аквинский (1225—1274), прово дит различия между тремя типами права — божествен ным, естественным и человеческим. Если божественное право основано на Священном Писании и постановлениях пап и церковных соборов, то естественное право, практически не отличается от того, что римляне обозначали тем же термином. Его постулаты имели рациональное обоснование, и хорошо известно, что свя той Фома не противопоставлял разум и веру — вера была для него высшим проявлением разума. Поэтому предписания божественного и естественного права превалируют над предписаниями позитивного права, когда между ними возникают противоречия. Таким образом, в некоторых случаях он вынужден был высту пать за неподчинение, чтобы обеспечить соблюдение норм естественного права, которое косвенно является, если так можно сказать, проявлением права божествен ного. Позитивно-правовым человеческое установление является только тогда, когда оно не противоречит есте ственному праву.

Возрождение римского права. Примерно в ту же эпоху римское право, бывшее прежде известно лишь некоторым эрудитам, работавшим в сумерках монас тырских библиотек, проявилось с невиданной силой и размахом. Зародившись в Болонье в конце XI века, движение его сторонников стало распространяться в Западной Европе, особенно в Италии и Франции, с быстротой молнии. Причины этого удивительного воз рождения окончательно пока не установлены, однако по общему мнению оно обусловлено прежде всего соци ально-экономическими переменами того времени, ко торые привели к возникновению городского населения, мало расположенного к принятию феодальной юриди ческой практики. Как бы то ни было, восстановление римского права заставило людей, помимо прочего, за думаться о правовых нормах. У первых романистов, которых называли Толкователями, это проявлялось не столь очевидным образом. Они были скорее практика ми и эрудитами. Однако последовавшая за ними вто рая «волна», так называемые пост-толкователи, или бар толисты (по имени самого известного из них, С. Барто ля (1313—1356)), c разу же создала юридические построения, часть из которых отличается большой ори гинальностью и представляют для нас особый ин терес. Однако они носят чисто технический харак тер, и для того, чтобы юристы начали всерьез об суждать природу права, понадобилась освободительная атмосфера эпохи Возрождения.

Теория естественного права. Разработка идей ес тественного права началась с творчества великого голландского юриста Гуго Гроция (1583—1645). Если до него естественное право рассматривалось и обосновывалось в рамках теологической концепции пра ва как божественное установление, то Гроций впервые трактует его как порождение здравого челове ческого разума. Он двумя разными способами до казывает существование естественного права. Во- первых, естественное право соответствует требованиям разума и потребностям общества (априорный способ). Во-вторых, естественное право или его эле менты наблюдаются у всех без исключения наро дов, и потому можно сделать вывод о его всеобщно сти (апостериорный способ). Волеустановленное (позитивное) право, существующее в государстве, пол ностью базируется на естественном праве. Его со ставляют гражданские законы, принятые на осно вании договора. Всеобщие принципы естественного права не зависят, по мнению Гроция, от воли Бога. Бог не может изменить их, как не может изменить законов логики и математики. Даже если предпо ложить, что Бога не существует, естественное право существовало бы. Он пишет о естественном праве, что оно «столь незыблемо, что не может быть изме нено самим Богом... Действительно, подобно тому как Бог не может сделать, чтобы дважды два не рав нялось четырем, так точно он не может зло по внут реннему смыслу обратить в добро». Концептуали зация понятия естественного права составляет глав ную теоретическую заслугу Гроция. Он по праву счи тается человеком, давшим понятию естественного права наиболее законченную форму.

XVII — XVIII века. По своей рациональной осно ве теория естественного права была близка учени ям юристов античности. Она также полностью соот ветствовала умонастроениям мыслителей XVII и XVIII веков, много внимания уделявших проблеме естественного состояния человека и происхождения государства и права как «искусственного», произ водного из естественного, состояния.

Выдающийся английский мыслитель Томас Гоббс (1588—1679) стал основоположником так называемой «договорной» теории происхождения государства и права. Согласно представлениям Гоббса, все люди от природы обладают одинаковыми способностями и качествами. Кроме того, все они стремятся к макси мальной реализации своих эгоистических интересов, ничем не ограничивая это свое желание. По этой при чине естественным изначальным состоянием челове ческого общества является «война всех против всех» — никем и ничем не регулируемое хаотическое сило вое противостояние индивидов друг другу. Тем не менее, считает Гоббс, люди наделены от природы способностью и желанием находить выход из неблагоп риятного положения. Ими движет здоровый инстинкт самосохранения, страх смерти и здравый смысл, или естественный разум. Все это в совокупности подводит их к пониманию необходимости преодоления естествен ного — досоциального и доправового — состояния.

С этой целью индивиды заключают между собой общественный договор о создании государства, ко торое бы оберегало и защищало индивидуальные права каждого и тем самым ограничивало бы есте ственную свободу доправового состояния. Государ ство, возникшее таким образом, выступает гаран том соблюдения прав каждого гражданина. Оно имеет силовую природу и требует абсолютного под чинения. Созданное путем договора каждого с каж дым, государство отчуждает у индивидов и исполь зует ради их блага их совокупную силу. Теперь ин дивиды лишаются права и возможности сопротив ляться решениям суверенного носителя власти. Вза мен этого они приобретают безопасность и спокой ное существование под охраной закона.

Аналогичной концепции происхождения государ ственной власти придерживался Джон Локк (1632- 1704), который, однако, более позитивно оценивал естественное, доправовое состояние человечества. По мнению Локка, в доправовом обществе нет взаим ной враждебности, доходящей до уровня «войны всех против всех»; наоборот, оно характеризуется свобод ным и взаимным соблюдением прав каждого. Есте ственное состояние включает наличие и соблюдение индивидами определенных социальных норм, но не располагает средствами сделать эти нормы обще обязательными и подвергать заслуженному нака занию нарушителей. Для преодоления этого недо статка в общественных отношениях люди путем зак лючения общественного договора создают государ ство и наделяют его силой, позволяющей реализо вать политическую и судебную власть.

Французский мыслитель Жан-Жак Руссо (1712- 1778) был автором иной версии теории обществен ного договора. Если в понимании Гоббса и Локка естественное, догосударственное состояние общества по сравнению с обществом, обладающим государственностью, характеризуется рядом существенных недостатков, то для Руссо, наоборот, оно имеет ог ромные достоинства. В этом состоянии все индиви ды свободны и равны друг другу, у них нет частной собственности и социального гнета. Однако в даль нейшем, с возникновением частной собственности и имущественного неравенства, начинаются бедствия и страдания, связанные с неограниченным произ волом богатых. На помощь, как и в теориях Гоббса и Локка, приходит общественный договор, но в интер претации Руссо он несет с собой не добро, а зло, по скольку с его заключением люди теряют свою есте ственную свободу, бывшую величайшим благом. Воз никшие органы власти «наложили новые путы на сла бого и придали новые силы богатому, безвозвратно уничтожили естественную свободу, навсегда устано вили закон собственности и неравенства, превратили ловкую узурпацию в незыблемое право и ради выго ды нескольких честолюбцев обрекли с тех пор весь че ловеческий род на труд, рабство и нищету».

Такое плачевное состояние общества, согласно Руссо, может и должно быть изменено путем пере заключения общественного договора на новой ос нове. Тогда народ расторгнет неправедные отноше ния с сувереном и учредит новое государство, фор мой которого станет республика и которое будет со блюдать и оберегать естественные права своих граж дан. Только подобное государство и соответствую щие ему законы и порядок могут стать достойными преемниками естественного состояния общества.

Другой великий француз Шарль-Луи Монтескье (1689—1755), автор всемирно известного труда «О духе законов», также придерживался теории есте ственного права. Согласно Монтескье, законы су ществования человека вытекают непосредственно из характера человеческой природы, почему и могут быть названы естественными. Эти законы господ ствуют в догосударственном бытии, характеризуя ес тественное состояние людей. От природы человек добр, миролюбив и общителен, не стремится нару шать права других, дружелюбен. Однако жизнь в обществе делает его агрессивным по отношению к дру гим. Для обуздания агрессивности и взаимной враждебности необходимо введение государства и законов.

Догосударственное состояние социальной жизни Монтескье трактует как гражданское состояние, кото рое должно достигнуть определенного уровня развитости, чтобы стало возможно возникновение государства.

Закон по своей природе, считает Монтескье, пред ставляет собой приложение естественного разума, присущего человеку, к политической и правовой дей ствительности конкретного государства. Законы по литические и гражданские должны быть всего лишь частными модификациями естественного права.

Монтескье исследует и классифицирует формы го сударственного устройства, выделяя среди них респуб лику, монархию и деспотию. Монархия представляет собой правление одного человека, опирающееся на систему законов. Деспотия отличается от монархии отсутствием законов и ограничений произвола прави теля. Республика как форма правления характеризу ется принадлежностью верховной власти народу.

Законы, существующие в обществе, согласно Мон тескье, классифицируются на следующие виды: бо жественное право и церковное (каноническое) пра во; естественное право; гражданское право; между народное право; общее и частное государственное право; право завоевания; гражданское право отдель ных обществ; семейное право.

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Специфика российской организованной преступности проявляется также в национально этнических
Важной задачей социологии законодатель ства в современной россии является выявление типичных форм
Буржуазная социология права
Осуществляющего контроль
Социология права вместе с философией права

сайт копирайтеров Евгений