Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Право, которым пользуются люди в повседневной жизни, Петражицкий называет естественным или ин туитивным. В процессе развития человечества одни нормы права отмирают, другие же закрепляются в сознании как наиболее пригодные для нормального су ществования общества. Необходимость общих правил поведения приводит к возникновению позитивного пра ва, которое характеризуется ссылкой на внешний авторитет. Отсюда возникновение религии и официального права, власти, судов, которые также предназначались лишь для ограничения «диссонанса правоотношений» 2 . Благодаря этим учреждениям достигается согласие по спорным вопросам.

Интуитивное право гораздо шире позитивного и офи циального и развивается «закономерно-постепенно, оно не подвержено фиксированию и окаменению и не зави сит от чьего бы то ни было произвола» 3 . Распространение единых норм происходит в результате эмоциональ но-интеллектуального социального общения и психичес кого заражения. Эволюция права изменяет народную психику, а она, в свою очередь, изменяет право. Дей ствие права как психического фактора общественной жизни состоит, во-первых, «в возбуждении или подав лении мотивов к различным действиям и воздержани ям (мотивационное или импульсивное действие права), во-вторых, в укреплении и развитии одних склонностей и черт человеческого характера, в ослаблении и искоренении других (педагогическое действие права)» 4 .

1 Петражицкий Л. И. Теория права и государства в связи с теорией нравственности. Т. 1. С. 217.

2 Он же. Очерки философии права. С. 12.

3 Он же. Теория права и государства в связи с теорией нравственности. Т. 2. С. 482.

4 Он же. Введение в изучение права и нравственности. Основы эмоциональной психологии. СПб., 1905. С. 3.

 

С помощью воздействия права на общественное созна ние можно добиться определенного поведения, а также воспитывать народную психику, повышать ее культу ру и способность адаптироваться к требованиям соци альной жизни. Цель развития права — «нравственное совершенство человечества» 1 , однако нравственная мотивация, хоть и является идеалом, все же не имеет такой силы, как правовая.

Неразвитое правосознание, считает Петражицкий, является причиной многих недостатков русского харак тера. «Эмоционально здоровое сознание своего права ставит человека наравне или даже выше тех лиц, кото рые в других областях кажутся ему вышестоящими» 2 . Для успешного использования права, по мнению Пет-ражицкого, необходима наука политики права. Задача ее заключается, во-первых, «в рациональном направ лении индивидуального и массового поведения посред ством соответствующей правовой мотивации» 3 , во-вто рых, — в совершенствовании психики, в очищении ее от антисоциальных склонностей. В развитии права мо гут быть скачки вперед, периоды застоя и возвраще ния назад. Петражицкий предлагает сделать этот про цесс положительно направленным, стимулируя с помо щью науки нравственный прогресс. Причем в качестве метода воздействия рекомендуются только моральные санкции, так как угроза уголовной ответственности за девает только самые грубые черты нашего характера. Задачи же и идеал правовой политики направлены на более высокие отношения между людьми.

1 Петражицкий Л. И. Права добросовестного владельца на доходы. СПб., 1897. С. 375.

2 Он же. О Мотивах человеческих поступков, в особенности об этических мотивах и их разновидностях. СПб., 1904. С. 58.

3 Он же. Введение в изучение права и нравственности. Основы эмоциональной психологии. С. 3.

Для эффективности законодательства прежде всего необходимо провести его систематизацию, унификацию и рационализацию. Тогда с его помощью политика пра ва, постоянно направляя мышление и поведение людей в более высоконравственное русло, способна цивилизовать общество, его правовой строй, предопределяющий жизнь и деятельность всякого гражданина.

Таким образом, Петражицкий отошел от классичес кого понимания науки о праве только как систематиза ции и классификации юридических норм. Он исследует применение и функционирование права, его воздействие на психологию и поведение людей, способность обще ства к правовой саморегуляции, то есть демонстриру ет чисто социологический подход к праву.

Своеобразное понимание права Петражицким выз вало волну критики со стороны известных юристов того времени. Хотя разногласия среди сторонников движе ния за возрождение естественного права были доста точно велики, отношение к теории Петражицкого было враждебным, поскольку он скептически оценивал по пытки абсолютизации теории естественного права. Петражицкий разделял со сторонниками естественно го права его общие положения:

а) право первично по отношению к государству и может существовать в любом человеческом союзе;

б) естественное право не тождественно позитивному;

в) жизнь человека, его права и свободы — абсолют ная ценность;

г) демократия необходима как фундамент свободы личности;

д) старые учения о праве не соответствуют реаль ной жизни, право не инструмент насилия со стороны власти, а главный регулятор взаимоотношений в об ществе.

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Касьянов В., Нечипуренко В. Социология права права 2 средства
Социология права может оказать большую помощь в решении проблемы эффективности существующих правовых норм
Правосудие внутри группы полуэлементар ная накопление источников
Существует два уровня такого порядка первый уровень составляют нормы
Каково должно быть их поведение при различных обстоятель ствах поведения осуждение

сайт копирайтеров Евгений