Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

С самого раннего периода своей правовой истории римляне различали особую судебную власть (iurisdictio), которой обладали цари, начиная с Ромула (Cic., de re pub., 2,21,38; 5,2,3; Dionys., 4,25,2; 10,1,2; Liv., 1,41,5). Разбирая частные споры и конфликты, царь определял, что является ius (ius dicere), и выносил санкции за правонарушения. Царю принадлежала и законодательная власть: формулируя общие правила социального поведения (возможно, с помощью понтификов), он объявлял их народному собранию по куриям1 (comitia curiata), которое лишь одобряло его волю (lex curiata). "Царские законы" (leges regiae) - известные по цитатам и пересказам позднейших авторов2 - зачастую представляют собой обычаи, связанные традицией с именем того или иного царя, что повышало их авторитет.

Присутствие в некоторых из них санкции "sacer esto" (да будет sacer, т. е. посвящен подземным богам) само по себе не указывает на религиозный характер нормы. Человека, объявленного sacer, всякий мог безнаказанно убить, так что он оказывался "вне закона". Здесь в традиционной форме выражается вполне светская идея лишения защиты и покровительства (как богов, так и людей). Религиозно окрашенный язык древнейшего законодательства и соответствующего мышления отражает специфику социального опыта, сложившегося ко времени основания Города, который обычно и воспроизводился в первых законах.

3. С изгнанием царей (509 г. до н.э.) судебная власть и право законодательной инициативы переходят к двум высшим магистратам - консулам3 и сенату - аристократическому совету. Законы принимались только с одобрения сената (auctoritas patrum), но должны были обязательно вотироваться комициями. Установление республики (res publica) означало торжество суверенитета народа (populus, отсюда "publicus") и превращение Рима в гражданскую общину - civitas (совокупность граждан, cives).

16

Начало этому процессу было положено царями этрусской династии, правившей в Риме в VI в. до н.э. Реформа царя Сервия Туллия вводила новое военно-административное деление населения - по центуриям - на основе имущественного ценза и новый вид народных собраний (comitia centuriata). Тираническое правление последних этрусских царей - как оно предстает в традиции4 - означало подавление аристократии и политическое усиление комиций. Изгнание царей - закономерное явление после реформы - было одновременно реваншем родовой знати. Только сенаторы (patres) и их потомки - патриции (patricii) избирались на высшие должности в государстве, непатриции такого права не имели. Так, в начале V в. до н.э. в Риме складываются два сословия: патриции и плебеи (plebs). В ходе борьбы за полноправие плебс добился признания собственных магистратов - трибунов (tribuni plebis), которые не имели высшего imperium, как консулы, но обладали властью иного, Не военного, характера - potestas. Трибуны могли парализовать распоряжение любого другого магистрата (право veto), в том числе исполнение судебного решения, и имели право законодательной инициативы даже в общенародных собраниях. Однако их власть ограничивалась чертой Города. Помимо этого, трибуны председательствовали на собраниях плебса (concilium plebis).

4. Как этап политической борьбы сословий традиция рисует и первую римскую кодификацию, когда под давлением плебса, требовавшего установления определенности в праве, в 451 г. до н.э. была назначена законодательная комиссия из десяти мужей (decem viri), которая разработала законы Двенадцати таблиц. Leges duodecim tabularum были вотированы комициями в 449 г. и стали основой дальнейшего правового развития Рима, "источником всего публичного и частного права" ("fons omnis publici privatique... iuris" - Liv., 3,24,6). Все множество обычаев (mores) и отдельные куриатные законы (leges regiae) были приведены в систему и зафиксированы в общезначимой и единообразной форме публичного закона (lex publica). Все нормы, не вошедшие в этот кодекс, отныне утратили силу.

XII таблиц были построены тематически: первые разделы относились к процессу, четвертая таблица содержала нормы семейного права,

17

восьмая - уголовного, десятая ограничивала роскошь похоронных обрядов. Различение отраслей проявилось и в стиле отдельных норм: мелочная регламентация процессуальных форм, ответственности из деликтов, прав по соседству, - противостоит абстрактным и емким правилам, регулирующим отношения, основанные на индивидуальном волеизъявлении (распоряжение имуществом и свобода завещаний, свобода модификации эффекта сделки на основе дополнительного волеизъявления).

Степень новаторства децемвиров была крайне низкой: само их назначение соответствует более консервативным, нежели реформаторским целям. Возможно, некоторые институты и были введены впервые (как новый тип иска: legis actio per iudicis arbitrive postulationem - Gai., 4,17a; или иск о разделе общего наследства - D. 10,1,1), но и в отношении таких норм главное состояло в законодательной фиксации. Скажем, установление двухлетнего срока приобретательной давности для недвижимости предполагает, что недвижимость была вовлечена в коммерческий оборот до принятия Законов, которые лишь подтвердили (или обобщили) предшествующую практику.

Законы упоминают многие устойчивые институты и формы сделок как общеизвестные, фиксируя лишь специфические ограничения. Запрет продавать подвластного сына (films families) более трех раз под угрозой утраты отцовской власти над ним исходит из наличия в семействе (familia) всевластного домовладыки (pater familias). Институт власти домовладыки (patria potestas) как таковой не обсуждается в Законах и предстает доримским учреждением, известным со времен Ромула (Dionys., 2,26; Pap. in Coll., 4,8,1)-, которому и приписывается указанное ограничение (Dionys., 2,27), лишь воспроизведенное в XII таблицах (IV,2: Gai., 1,132; Ulp., 10,1). Такой подход отражает значительную степень консолидации опыта правового общения ко времени кодификации. Эта особенность оставила открытой возможность последующей интерпретации (interpretatio) в ответ на изменения форм социальной организации и основ социального взаимодействия.

5. Отныне римляне подавали иски в суд, основываясь на постановлениях Законов; ссылки на другие основания силы не имели. Формулы судебных исков (legis actiones) составляли понтифики. Они же занимались толкованием (interpretatio) Законов. Распространяя значение слов на другие явления, создавая новые институты на основе старых ритуальных форм, облекая типичные волеизъявления в строгие формулы заявлений при сделках, влияя на решение суда, они создали римское гражданское право - ius civile в его первичном виде как правовую систему римской civitas.

Понтифики обладали монополией на толкование XII таблиц и составление судебных исков (legis actiones) по запросу частных лиц,

18

однако их роль при этом была именно консультационная, поскольку информация о Законах, хранившихся в храме Сатурна вместе с государственным архивом, не была поставлена под контроль коллегии5. Разумеется, практический интерес граждан сосредоточивался на составлении исков, что объективно ставило их в зависимость от знатоков. Отсюда - устойчивая традиция о том, что понтифики хранили Законы в секрете. Заслуживающая доверия в отношении религиозных установлений (Liv., 6,1,10)6 и календаря (хотя и здесь трудно говорить о тайне: некоторые процедуры судебного преследования в XII таблицах предполагают строгий учет времени по фазам Луны, что, видимо, требовало особых навыков), эта легенда применительно к формулам исков отражает лишь профессиональную монополию коллегии понтификов на толкование Законов и юридические консультации. Иски имели фиксированную языковую форму (certa verba), и проблему составляло не знание формул, а умение их правильно применять.

В такой реконструкции убеждает анализ традиции о нарушении секрета понтификов писцом7 Гнеем Флавием, соратником Аппия Клавдия Цека, цензора 312 г. до н.э., известного своей демократической программой. Крайне тенденциозную версию сообщает юрист II в. н.э. Помпоний, составивший уникальную в римской правовой литературе краткую историю римского права ("Enchiridion"). Отметив монополию понтификов на интерпретацию и составление исков, он продолжает (Pomp. D. 1,2,2,7): Posted cum Appius Claudius proposuisset et ad formam redegisset has actiones, Gnaeus Flavins scriba eius libertini filius subreptum librum populo tradidit, et adeo gratum full id rnunus populo, ut tribunus plebis fieret et senator et aedilis curulis.Hie liber, qui actiones continet, appellatur ius civile Flavianum. Позже, когда Annuu Клавдий составил эти иски и придал им форму, Гней Флавий, писец, сын его вольноотпущенника, передал народу похищенную книгу, и этот дар был столь любезен народу, что Флавий сделался трибуном плебса, сенатором и курульным эдилом. Эта книга содержит иски и называется Флавиево гражданское право.

19

В таком виде история Флавия, скорее, отрицает секрет понтификов, поскольку Аппий Клавдий не входил в эту коллегию, как следует из дошедшей до нас надгробной надписи (elogium), перечисляющей его должности (CIL, 1,192 = Dessau, 54)8. Кража доступных постороннему материалов выглядит маловероятной.

Происходя из низов, Флавий сделал политическую карьеру, прославившись несколько эксцентричной оппозицией аристократии (Cell., 7,9,1-6). В 304 г. он освятил храм Согласия (Concordia), преодолев, опираясь на народ (consensu populi), сопротивление великого понтифика (pontifex maximus) Корнелия Сципиона Барбата, который, ссылаясь на заветы предков (mores maiorum), запретил освящать храм магистрату, рангом ниже консула (Liv., 9,46,6). На храме Флавий водрузил надпись, гласившую, что он был освящен в 204 году после изгнания царей (Plin., Nat. hist., 33,1,20)9. Этим актом Флавий утвердил новый порядок летосчисления (Ibid., 33,1,17), противопоставив его патрицианскому обычаю называть год по именам консулов. Реформа летосчисления, подрывающая авторитет знати, согласуется с версией, по которой Флавий опубликовал календарь - fasti (Liv., 9,46,5; Plin., Nat. hist., 33,1,18; Macrob. Sat., 1,15,9). О нарушении монополии понтификов в результате этого акта говорят Ливии и Цицерон, который, иронизируя, даже добавляет, что разгневанные понтифики составили иски, чтобы без их участия в судебных делах не могли обойтись (Cic., pro Mur., 11,25). Эти слова косвенно подтверждают, что публикация не могла содержать иски. Однако именно Цицерон называет объектом публикации actiones (Cic., de oral., 1,41,186). В письме своему другу Аттику (Cic., ad Alt., 6,1,8) он говорит, что одна из XII таблиц, содержавшая календарь, была, по сведениям разных авторов, утаена, так что именно Гней Флавий впервые издал fasti и составил иски. Здесь же Цицерон выражает намерение развить эту тему в сочинении "De re publica"10, что, видимо, и было исполнено. Хотя до нас эта часть произведения не дошла, она, несомненно, была использована Помпонием, изучавшим при работе над своим сочинением труд великого оратора.

 <<<     ΛΛΛ     >>>   


Источники обязательств476 глава 4

сайт копирайтеров Евгений