Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ   

20

nefasti). Качество дней объявляли именно понтифики. Отсюда недалеко до представления о деянии Флавия как о значительном шаге в распространении правовых знаний. Аивий (Liv., 9,46,5) очень точно передает эту логику: ...civile ius, repositum in penetralibm pontificum, evulgavit fastosque circa forum in albo proposuit, ut quando lege agi posset sciretur. ...гражданское право, помещенное в сокровенных архивах понтификов, изъял и выставил доску с календарем на форуме, чтобы стало широко известно, когда можно вчинять судебные иски.

Этому взгляду вторит и Цицерон (Cic., de Mur., 11,25), когда говорит: Posset agi lege necne pauci quondam sciebant; fastos enim vulgo поп habebant. Erant in magna potentia qui consulebantur; a quibus etiam dies tamquam Chaldaeis petebatur. Лишь немногие знали, когда можно, а когда нельзя вчинять иск; ведь календарь не был широко известен. Те, к кому обращались за консультациями, были весьма могущественны; у них даже день испрашивали, будто у Халдеев.

Аллюзия на тайное знание ближневосточных жрецов соответствует словам Макробия о том, что младшие понтифики (pontifices minores) наблюдали за фазами Луны и объявляли о них главе коллегии, пока этот порядок не вышел из употребления из-за публикации Флавия. Все авторы говорят о недовольстве знати поступком писца, подчеркивая прогрессивность деяния. Очевидно, древняя практика с изменением мировоззрения стала представляться как зависимость от жрецов, тогда как в древности она, несомненно, считалась удобной: доверяясь знающему, человек чувствовал себя уверенней. Всеобщее значение деления дней на fasti и nefasti исключало конфликты на этой почве. К тому же запрет на общественную деятельность в определенные дни не был абсолютным: Варрон (Varro, de 1.1., 6,30) сообщает об отпущении раба на волю, которое считалось действительным, несмотря на то, что было совершено в dies nefastus.

Публикация исков могла иметь значение только для посвященных. Публикация же Флавием календаря - исторический факт, отвечающий более широкой реформе летосчисления (засвидетельствованной документально!), которая действительно задела знать. Острота конфликта, как он предстает в традиции, отражает несоответствие древнего порядка новым условиям распространения грамотности и упадка суеверии. Можно уточнить источник, который ввел в заблуждение Помпония. Только Плиний называет Флавия писцом Аппия Клавдия, и он же ставит политическую карьеру писца в зависимость от благодарности народа, получившего сокровенное знание. Плиний, однако, не упоминает

21

судебные иски, говоря только о dies fasti. Видимо, он использовал те же источники, что и Цицерон для утраченного фрагмента "De re publica", - тех авторов, о которых говорится в письме к Аттику. Акцент на значении исторического эпизода с Флавием для римской юридической науки был явно выражен именно у Цицерона, откуда эта идея перешла к Помпонию.

Помпоний же (D. 1,2,2,36) сообщает, что Аппий Клавдий Цек впервые составил книгу исков11 "De usurpationibus", утраченную впоследствии. Первоначальный смысл слова "usurpatio" - "часто повторяющееся повседневное действие" - говорит в пользу той интерпретации названия труда Клавдия, которая видит в нем сборник формул исков (а также сделок), что согласуется со словами Помпония (D. 1,2,2,7) о творчестве цензора и объясняет появление фигуры Аппия Клавдия в эпизоде с "украденной" книгой (liber) исков.

Юридический аспект легенды о Флавии отражает возникновение в Риме светского (не понтификального) юридического знания.

До нашего времени дошли как цитаты из самих XII таблиц, так и формулы некоторых исков. Текст Законов и legis actiones были опубликованы на рубеже III-II вв. до н.э. Секстом Элием12, труд которого стал источником для дальнейших филологических и юридических комментариев. Лингвистические дискуссии эпохи Республики по поводу отдельных слов и выражений, употребленных в XII таблицах, предопределили точность цитирования. Основными источниками наших знаний о Законах являются: сочинения антикваров I в. до н.э.: Терентия Варрона (Varro), значительная часть работы которого "De lingua latina" ("О латинском языке"), дошла до нас, и Веррия Флак.ка, чей труд "De verborum significatu" ("О значении слов") лег в основу толкового словаря Феста (Festus); судебные речи великого философа и оратора I в. до н.э. Марка Туллия Цицерона (Cicero), а также его политические и философские трактаты "De re publica" ("О государстве"), "De legibus" ("О законах"), "De officiis" ("Об обязанностях"); "Naturalis Historia" ("Естественная история") Плиния Старшего (Plinius), философа и эрудита I в. до н.э.; исторические сочинения: Тита Ливия (Livius) и греческого автора Дионисия Галикарнасского (Dionysius); произведение ритора I в. н.э. Квинтилиана (Quintilianus) "Institutio oratoria" ("Обучение

22

оратора"); труды антикваров: "Noctes Atticae" ("Аттические ночи") Авла Геллия (Gellius) II в. н.э. и "Saturnaliae" ("Сатурналии") Макробия (Macrobius) IV в. н.э.; комментарий грамматика VI в. н.э. Сервия (Servius) к "Энеиде" Вергилия ("In Aeneidam"). Многочисленны цитаты в юридических сочинениях, хотя здесь чаще встречаются пересказы, поскольку обсуждаются смысл закона или его позднейшая интерпретация.

На основе этих свидетельств уже гуманисты XVI в. предпринимали попытки реконструировать текст XII таблиц. Руководством при распределении материала по таблицам послужил комментарий Гая к законам XII таблиц в 6 книгах. Хотя в том, что порядок комментария точно соответствовал тематике отдельных таблиц (по 2 таблицы в каждой книге), заставляют сомневаться известные по другим источникам данные13, в науке сложилась устойчивая традиция ссылаться на реконструкцию, восходящую к работе:

Dirksen A. Ubersicht der bisherigen Versuche zur Kritik und Herstellung des Textes der Zwolf-Tafelnfragmente. Berlin, 1824.

Наиболее удачная реконструкция (в которой, в частности, в XI таблицу включен календарь) предложена Р. Шеллем:

Schoell R. Legis duodecim tabularum reliquiae. Lipsiae, 1866.

См. также:

Voigt M. Die XII Tafeln. Leipzig,!883,Bd. 1,S. 693-737; Никольский Б. В. Уложение децемвиров. Спб., 1897 (с переводом в стиле "Правды Ярослава").

Современные издания римских законов, включающие XII таблиц (и Leges regiae), указаны в конце параграфа о предклассическом периоде (п. 12.).

Формулы судебных исков приводят юрист II в. н.э. Гай (Gaius) в 4-й книге "Институций" ("Institutiones") и Цицерон в речи в защиту Мурены ("Pro Murena").

 <<<     ΛΛΛ   

Воспроизводился в первых законах
Многочисленны цитаты в юридических сочинениях

сайт копирайтеров Евгений