Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

тельными затруднениями и решительным выражением своей автономии

со стороны вовлеченных в анализируемый нами процесс субъектов —

участников производства, будь то индивиды или коллективная рабочая

сила. Представляется, что именно в области производства и регулирова-

ния субъективности и в разделении понятий политического и экономи­
ческого субъекта мы можем обнаружить основу для будущих выступле-
ний протеста, в которых заново будут поставлены вопросы принципов ор-
ганизации власти и равновесия сил — подлинной кризисной ситуации, а
возможно даже и революции.

СПЕКТАКЛЬ ПОЛИТИЧЕСКОГО УСТРОЙСТВА

Однако пространство, открытое для борьбы, которое, казалось бы, появ-

ляется, моментально исчезает, когда мы обращаемся к новым механиз-

мам, посредством которых осуществляется управление гибридными се-

i тями участия21. На самом деле различные функции и органы гибридного

строя соединяет то, что Ги Дебор назвал спектаклем, интегрированный и

одновременно рассредоточенный аппарат образов и идей, производящий

и регулирующий общественный дискурс и общественное мнение22. В об-

ществе спектакля то, что раньше составляло сферу публичного, открытое

пространство политического взаимодействия и участия, полностью исче-

зает. Спектакль уничтожает любую форму коллективной социальности,
- помещая, образно выражаясь, каждого индивида в его собственный авто-

мобиль, перед его собственным телеэкраном и в то же время навязывая новую массовую социальность, единообразие действий и мыслей. В этом пространстве спектакля традиционные формы борьбы за принципы политического устройства становятся невозможными.

СМЕШАННОЕ УСТРОЙСТВО

ЗО1

Распространенное убеждение, что средства массовой информации (и особенно телевидение) уничтожили политику, ложно лишь настолько, насколько оно основано на идеализированном представлении о том, что представляли собой демократический политический дискурс, обмен и участие в период, предшествовавший веку СМИ. Отличие манипулирования политикой при помощи СМИ в наше время от прежней ситуации является отличием не по существу, а по степени. Иными словами, в прошлом, без сомнения, существовали многочисленные способы формирования общественного мнения и общественного восприятия, но сегодняшние СМИ предоставляют несоизмеримо большие возможности для этого. Как отмечает Дебор, в обществе спектакля существует только то, что показывается, и ведущие СМИ имеют почти что монопольное право решать, что показывать людям. Этот закон спектакля господствует в сфере движимой СМИ электоральной политики; искусство манипулирования, появившееся пер­воначально в США, сегодня распространилось по всему миру. В электоральном дискурсе внимание практически полностью сосредоточено на том, как выглядят кандидаты, на определении наиболее удачного времени для выступлений и создании имиджа. Ведущие вещательные сети устраивают своего рода спектакль на «малой сцене», который отражается (и, несомненно, в определенной мере формирует) спектакль, устраиваемый кандидатами и политическими партиями, которые они представляют. Даже прозвучавший не так давно известный призыв обращать внимание не на имидж, а на основные положения программы и сущность избирательной кампании, сегодня кажется безнадежно наивным. Соответственно утверждения, что политики действуют подобно звездам шоу-бизнеса, а политические кампании развиваются по логике рекламных акций, — казавшиеся радикальными и скандальными тридцать лет назад, — сегодня считаются не требующими доказательств. Политический дискурс является продвиже­нием определенного товара, а участие в политической жизни сведено к выбору между имиджами, выступающими в роли потребительских товаров.

Говоря, что спектакль включает манипулирование общественным мнением и политическими процессами при помощи СМИ, мы не утверждаем, что где-то за занавесом прячется маленький человечек, великий Волшебник Страны Оз, контролирующий все, что показывают, о чем думают и что делают. Не существует какой-то точки, из которой управляют спектаклем. Вместе с тем, спектакль развивается так, как будто эта точка существует. По словам Дебора, спектакль является одновременно диффузно рассеянным и интегрированным. Таким образом, многочисленные теории мирового заговора, образованного правительствами или какими-либо иными силами, распространившиеся в последние десятилетия, можно признать одновременно и истинными, и ложными. Как блестяще показал Фредерик Джеймисон на взятом из сегодняшнего дня материале кино, теории заго-

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Критика современности внешнее природы
Хардт М., Негри А. Империя политологии 1 производства
Только накопление богатства
Исследование
Информационных технологий сделали возможной детерриториализацию производства

сайт копирайтеров Евгений