Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

233

ного обмена между зависимыми регионами и господствовавшими национальными государствами. Это была кратковременная, переходная фаза, и в течение двадцати лет ситуация коренным образом изменилась. К концу 1970-х гг. или даже к моменту окончания Вьетнамской войны транснациональные корпорации начали развивать свою деятельность практически по всему миру, в каждом уголке нашей планеты. Эти корпорации стали основной движущей силой экономического и политического преобразова­ния постколониальных государств и зависимых регионов. В первую очередь, они способствовали передаче технологий, которые требовались для создания новой производственной базы зависимых государств. Во-вторых, они мобилизовывал.и рабочую силу и местные производственные мощности в этих странах; и наконец, транснациональные корпорации концентрировали финансовые потоки, которые на новой расширенной основе начали обращаться по всему миру. Эти многочисленные потоки стали сходиться в основном в США, которые, когда не управляли напрямую, гарантировали и координировали продвижение и деятельность транснациональных корпораций. Это был решающий этап становления Империи. Благодаря деятельности транснациональных корпораций процессы усреднения и выравнивания нормы прибыли были изъяты из компетенции ведущих национальных государств. Более того, формирование капиталистических интересов, связанных с новыми постколониальными государствами, отнюдь не препятствовавшими проникновению транснациональных корпораций на свою территорию, осуществлялось самими этими корпорациями и вырабатывалось под их контролем. Благодаря децентрации производственных потоков сложились новые региональные экономики и начало формироваться новое всемирное разделение труда15. Глобальный порядок еще не существовал, но определенный порядок уже формировался.

Наряду с процессом деколонизации и децентрации производственных потоков третий механизм заключался в распространении дисциплинарных форм производства и управления по всему миру. Этот процесс был крайне неоднозначным. В постколониальных государствах дисциплина требовала, в первую очередь, превратить масштабное участие населения в освободительном движении в вовлеченность в процесс производства. По всему миру крестьян отрывали от их полей и деревень и бросали в горнило мирового производства16. Идеологическая модель, исходившая от господствующих стран (в особенности от США), состояла в сочетании практики фордизма в сфере режима заработной платы, тейлоризма — в сфере организации труда и «государства благосостояния», наделенного модернизирующей, патерналистской и защитной функциями. С точки зрения капитала, идеальным вариантом этой модели была бы ситуация, когда практически каждый рабочий мира, полностью дисциплинированный, был бы взаимозаменяемым в общемировом процессе производства — глобальная

234

ПЕРЕХОДЫ ПРОИЗВОДСТВА

фабрика-общество и фордизм в глобальном масштабе. Высокий уровень заработной платы, характерный для системы фордизма, в сочетании с государственным социальным обеспечением был представлен как компенсация рабочим за их согласие с капиталистической дисциплинарностью и работой на всемирной фабрике. Однако необходимо подчеркнуть, что эти специфические производственные отношения, которые развивались в господствующих странах, никогда не были реализованы в тех же формах в подчиненных регионах мировой экономики. Система высокой заработной платы, отличающая фордизм, и широкая социальная поддержка, характеризующая «государство благосостояния», были реализованы лишь частично и для ограниченной части населения в капиталистических странах зависимого пути развития. В действительности их и не предполагалось реализовать: обещания этих благ были в большей степени идеологической приманкой, призванной обеспечить достаточный консенсус в обществе для осуществления планов модернизации страны. Подлинным содержанием усилий, подлинной отправной точкой на пути к современности было распространение дисциплинарного порядка на все сферы общественного производства и воспроизводства, что и оказалось на деле достигнуто.

Лидеры социалистических государств соглашались по существу с этим
дисциплинарным проектом. Известный энтузиазм Ленина в отношении
тейлоризма был позднее превзойден модернизационными проектами Мао
Цзедуна17. Официальный социалистический взгляд на пути деколониза­
ции также соответствовал внутренней логике, диктуемой капиталисти­
ческими транснациональными корпорациями и международными орга-
низациями: каждое постколониальное правительство должно создать ра-
бочую силу, адекватную требованиям дисциплинарного режима. Многие
экономисты, придерживавшиеся социалистических взглядов (особен­
но те из них, кто отвечал за экономическое планирование в недавно ос­
вободившихся от колониализма странах), утверждали, что индустриали­
зация являлась неизбежным путем развития последних18, и перечисляли
преимущества распространения «периферийных фордистских» эконо­
мик". В действительности эти преимущества были мнимыми, и иллюзии
по их поводу сохранялись недолго, но это не могло значительно изменить
направление движения бывших колониальных стран по пути модерниза­
ции и насаждения норм дисциплинарного общества. Казалось, что это был
единственный путь, открытый для них20. Дисциплинарность господство­
вала повсюду в мире.

Эти три механизма — деколонизация, децентрация производства и дис-циплинарность — характеризуют имперскую власть Нового курса и показывают, насколько далеко он вышел за пределы традиционной практики империализма. Безусловно, создатели политики Нового курса в США в 1930-х гг. никогда не предполагали такого широкого применения сво-

ДИСЦИПЛИНАРНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ

235

их идей, но уже в 1940-е гг., в ходе войны, мировые лидеры начали понимать роль и силу этой политики в установлении глобального экономического и политического порядка. Ко времени инаугурации президента Гарри Трумэна последний осознал, что традиционному империализму в европейском духе в конечном счете нет места в планах его администрации. Новая эпоха предлагала новые решения.

ВХОЖДЕНИЕ В СОВРЕМЕННОСТЬ И УХОД ИЗ НЕЕ

Холодная война была определяющим фактором на мировой арене в период деколонизации и децентрализации, но, с точки зрения сегодняшнего дня, складывается впечатление, что ее роль была вторичной. Хотя тотальное противостояние холодной войны сдерживало и реализацию американской имперской парадигмы, и сталинского проекта социалистической модернизации, на самом деле это были лишь незначительные компоненты общего процесса. Подлинно значимым элементом, влияние которого во многом превосходит историю холодной войны, было величайшее преобразование бывших колониальных стран Третьего мира, протекавшее под видом модернизации и развития. В конечном счете этот процесс был относительно независимым от динамики и ограничений холодной войны, и можно с уверенностью утверждать post factum, что в странах Третьего мира соперничество между двумя мировыми блоками только ускорило процесс освобождения.

Безусловно, справедливо утверждение, что в странах Третьего мира элиты, возглавлявшие антиколониальную и антиимпериалистическую борьбу, были идеологически связаны с одной или другой стороной в холодной войне, и в любом случае они определяли массовое стремление к освобождению в терминах модернизации и развития. Однако для нас, стоящих на переднем крае современности, нетрудно осознать трагическое отсутствие какой бы то ни было перспективы в переходе от освобождения к модернизации. Миф о современности — и, следовательно, о суверенитете, нации, дисциплинарной модели и т. д. — был, в сущности, исключительно идеологией элит, но это далеко не самый важный фактор в этом процессе.

Революционные освободительные движения, предопределенные настроениями масс, на самом деле вышли за рамки идеологии модернизации и явили в этом процессе новое, необычайно мощное производство субъективности. Эта субъективность не умещалась ни в рамки биполярных отношений между США и СССР, ни в рамки двух противостоящих систем, которые просто воспроизводили формы господства, характерные для периода современности. Когда Неру, Сукарно и Чжоу Эньлай встретились на Бандунгской конференции 1955 г. или когда в 1960 - е гг . образовалось движение неприсоединения, участники этих событий стремились не столько

236

ПЕРЕХОДЫ ПРОИЗВОДСТВА

заявить о крайней нищете своих народов или выразить надежду на повторение славного пути современности, сколько продемонстрировать колоссальный потенциал освобождения, созданный населением угнетенных стран21. Этот аспект движения неприсоединения стал первым проявлением всеобщего стремления к освобождению.

Вопрос о том, что делать после освобождения, чтобы не попасть в зави­
симость от одного или другого лагеря участников холодной войны, оста­
вался неразрешенным. В противоположность этому, совершенно очевид­
ными и полными неиспользованного потенциала были силы субъектив­
ности, тяготевшие к выходу за пределы современности. Утопический образ
Советской и Китайской революций как альтернативных путей развития
исчез, когда стало ясно, что они не могут продвигаться дальше, когда они
не смогли найти путь выхода за пределы современности. Американская
модель развития казалась столь же недоступной, поскольку в послевоен­
ный период США выступали больше как полицейская сила в духе старо­
го империализма, а не как провозвестник новой надежды. Борьба угнетен-
| ных народов за освобождение оставалась взрывоопасной и необузданной
смесью. К концу 1960-х гг. освободительные выступления, влияние кото­
рых ощущалось в каждом уголке мира, набрали силу, мобильность и гиб­
кость проявления, что, по сути, направило корабль капиталистической
модернизации (и в его либеральном, и в социалистическом вариантах) в
открытое море, где он потерял ориентиры. За фасадом биполярного раз­
дела мира между США и СССР можно было различить одну-единствен-
ную дисциплинарную модель, против которой боролись многочисленные
движения, — в формах, достаточно неопределенных и затемняющих их
смысл, но тем не менее реальных. Эта необычайно мощная и новая субъ­
ективность взывала к смене парадигмы развития и делала такую смену не­
обходимой.

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Хардт М., Негри А. Империя политологии 7 восстание
378национализм угнетенной нации 107 110 национальное национальные
Характерной для современности концепции публичной сферы
Понятие дисциплины особенно развития
Сочинения

сайт копирайтеров Евгений