Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Существует множество аргументов, обосновывающих привилегированное положение Соединенных Штатов в новой глобальной структуре имперской власти. Частично оно может быть объяснено преемственностью роли Соединенных Штатов (особенно их военной роли) от лидера в борьбе против СССР до лидера в новом унифицированном мировом порядке. С точки зрения конституционной истории, которую мы прослеживали здесь, однако, очевидно, что в значительно большей мере фактором, позво­лившим Соединенным Штатам занять привилегированное положение, вы-

174

ПЕРЕХОДЫ СУВЕРЕНИТЕТА

' i ступает имперская тенденция их собственной Конституции. Конституция

i , США, как сказал Джефферсон, лучше всего приспособлена для расширя-

ющейся Империи. Нам следует вновь подчеркнуть, что эта Конституция
; ' является имперской, а не империалистической. Имперской потому, что (в

противоположность проекту империализма, всегда распространяющему
свою власть линеарно в закрытых пространствах и вторгающемуся в зави­
симые страны, уничтожающему их самостоятельность и вовлекающему их
• ' в сферу своего суверенитета) американский конституционный проект ос-

нован на модели выстраивания заново открытого пространства и воссо­
здания бесконечно различных и сингулярных отношений сетевого типа на
[| | неограниченной территории.

Сегодняшняя идея Империи родилась благодаря глобальной экспансии
собственного, исходно рассчитанного на внутренние условия конституци­
онного проекта США. Фактически именно через расширение сферы дейс­
твия внутренних конституционных процессов начинается процесс конс-
j j титуирования Империи. Международное право всегда должно было быть
I переговорным, договорным процессом между участниками внешней по­
литики — в древнем мире, который изобразил Фукидид в Диалоге мели-
ян и афинян, в эпоху примата понятия государственного интереса, а также
в отношениях между нациями в период современности. В наши дни пра­
во, вместо этого, заключает в себе внутренний конститутивный институ­
циональный процесс. Все сети соглашений и ассоциаций, каналы опосре-
| ! дования и разрешения конфликтов и координация различной динамики
государств институционализированы в рамках Империи. Мы пережива­
ем первую фазу преобразования глобального фронтира в открытое про­
странство имперского суверенитета.

2.6 ИМПЕРСКИЙ СУВЕРЕНИТЕТ

Новые люди Империи — это те, кто верит в новые старты, новые главы, новые страницы; я с трудом продолжаю старую историю, надеясь, что прежде, чем она будет окончена, она раскроет мне, почему я считал ее стоящей усилий.

Дж. М. Кутзее

Существует сложившаяся в русле современности давняя традиция критики, посвященной разоблачению ее дуализмов. Точка зрения этой критической традиции, однако, родственна положению самой современности; она выражает взгляд и «изнутри» и «снаружи», на пороге или в точке кризиса. Что изменилось при переходе к имперскому миру, однако, так это то, что такое пограничное положение более не существует, и, таким образом, стратегия критики с позиций современности оказывается более неэффективной.

Рассмотрим, например, ответы, предлагаемые в истории европейской
философии эпохи современности от Канта до Фуко на вопрос «Что та­
кое Просвещение?». Кант дает классическую модернистскую формулиров­
ку мандата Просвещения: Sapere aude (имей мужество пользоваться собс­
твенным умомя"и), преодолей нынешнее состояние «незрелости» и сделай
разум законодателем в области общественных отношений1. С историчес­
кой точки зрения ответ Фуко на самом деле не слишком отличается. Фуко
имел дело не с деспотизмом Фридриха II, которого Кант мечтал направить
к более разумным политическим начинаниям, но с политической системой
французской Пятой республики, где обширное публичное пространство
политического обмена считалось само собой разумеющимся. Тем не ме­
нее его ответ вновь утверждает необходимость удерживаться на границе,
разделяющей то, что традиционно должно было бы рассматриваться как
«внутреннее» субъективности и «внешнее» публичной сферы — хотя в те­
ории Фуко деление проведено противоположным образом и «внутреннее»
системы отделено от «внешнего» субъективности2. Рациональность кри­
тики, верной традиции современности, ее центр притяжения сосредоточе­
ны на этой границе. »

Фуко добавляет другую линию исследования, которая стремится вывести нас за пределы этих границ и характерной для современности концепции публичной сферы. «Что поставлено на карту... так это следующее:

176

ПЕРЕХОДЫ СУВЕРЕНИТЕТА

как рост способностей [capacites] может идти независимо от интенсифи­
кации властных отношений?» И эта новая задача требует нового метода:
«Мы должны избегать выбора: либо внешнее, либо внутреннее». Ответ
!i' Фуко, однако, достаточно традиционен: «надо быть на границах»3. В кон-

| це концов, в своей философской критике Просвещения Фуко возвраща-

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Сочинения
Национальная форма история философию самоопределение
Империализм 43 история истории
Хардт М., Негри А. Империя политологии 6 конституции
За ожесточенными конфликтами периода империализма может последовать новая мирная фаза капитализма

сайт копирайтеров Евгений