Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Именно для того, чтобы обойти проблему культурного релятивизма, я сосредоточился не на основополагающих культурных нормах, а на некотором их подмножестве, образующем социальный капитал. Социальный капитал можно определить просто как набор неформальных ценностей или норм, которые разделяются членами группы и которые делают возможным сотрудничество внутри этой группы. Если члены группы смогут рассчитывать на то, что другие будут вести себя честно и на них можно будет положиться, то они смогут доверять друг другу. Доверие подобно смазке, которая делает работу любой группы или организации более эффективной.

Само по себе принятие группой людей общих ценностей и норм не производит социальный капитал, потому что ценности могут быть и ложными. Взгляните, к примеру, на южную Италию, регион мира, для которого характерной чертой является недостаток социального капитала и всеобщего доверия, хотя там и существуют строгие социальные нормы. Социолог Диего Гамбетта рассказывает следующую историю:

Удалившийся от дел глава мафии вспоминал, что — когда он был маленьким мальчиком — его отец-мафиозо заставил его взобраться на стену, а потом сказал ему, чтобы он спрыгнул, обещая поймать его. Мальчик сначала отказывался, но отец настаивал до тех пор, пока тот не прыгнул — и не растянулся ничком. Мудрость, которую его отец хотел до него донести, заключалась в следующем: «Ты должен научиться не доверять даже своим родителям» 9 .

Для мафии характерен чрезвычайно строгий внутренний кодекс поведения, 1'omerta, о членах мафии говорят как о «людях чести». Тем не менее эти нормы не применяются вне узкого круга мафиози; суть большей части норм, которые исповедует остальная часть сицилийского общества, можно определить следующим образом: «старайся при каждом удобном случае обмануть людей, не являющихся членами твоей семьи, иначе они первыми обманут тебя», — но, как показывает приведенный Гамбеттой пример, возможно, даже на членов семьи нельзя положиться. Очевидно, что такие нормы не способствуют сотрудничеству в обществе, и существование негативных последствий, как для эффективного правления, так и для экономического развития, находит широкое эмпирическое подтверждение 10 . Южная Италия до сих пор является рассадником коррупции, заражающей политическую систему страны, она же является и одной из беднейших частей Западной Европы.

Нормы же, которые производят социальный капитал, должны, напротив, включать в себя такие ценности, как: правдивость, выполнение обязательства, сотрудничество с другими людьми. Неудивительно, что эти нормы в значительной степени совпадают с теми пуританскими ценностями, о которых Макс Вебер в своей книге «Протестантская этика и дух капитализма» писал как о решающем для развития западного капитализма факторе.

Все общества имеют некоторый запас социального капитала; реальные различия между ними связаны с тем, что можно назвать «радиусом доверия»". Другими словами, нормы сотрудничества, такие как честность и взаимность, могут разделяться членами ограниченной группы людей, но не другими членами того же общества. Очевидно, что в любом случае семья — важный источник социального капитала. Какого бы низкого мнения ни придерживались американские родители насчет своих детей-тинейджеров, гораздо более вероятно, что члены одной семьи будут доверять друг другу, а не посторонним, и сотрудничать друг с другом будут больше, чем с по сторонними. Это причина того, что практически любой бизнес начинается как семейный.

Однако крепость семейных связей различается от общества к обществу и меняется в зависимости от других типов социальных обязательств. Иногда кажется, что существует нечто вроде обратной зависимости между связями доверия и взаимности внутри и вне семьи: когда одно очень сильно, другое имеет тенденцию быть слабым. В Китае и в Латинской Америке семьи сильны и сплоченны, но трудно доверять незнакомцам, поэтому уровень честности и сотрудничества в общественной жизни невысок, следствием чего оказываются кумовство и повсеместное разложение общества. Вебер придавал важное значение протестантской Реформации не столько потому, что она поощряла честность, взаимные обязательства и бережливость среди предпринимателей, сколько потому, что эти ценности были в первую очередь широко распространены вне семьи 12 .

Вполне возможно сформировать эффективно работающую группу при отсутствии социального капитала, применяя разнообразные механизмы формальной координации — такие, как контракты, иерархии, конституции, юридические системы и т.п. Но неформальные нормы весьма уменьшают то, что экономисты называют стоимостью сделки, — стоимость контроля, заключения контрактов, судебных тяжб, принудительного осуществления формальных соглашений. При определенных условиях социальный капитал может обеспечивать также и более высокую степень инноваций и групповой адаптации.

Социальный капитал дает преимущества, которые распространяются далеко за пределы экономической сферы. Он является необходимым условием создания здорового гражданского общества, то есть множество групп и объединений, занимающих место между семьей и государством. О гражданском обществе, которое со времени падения Берлинской стены привлекает к себе значительный интерес в бывших коммунистических странах, говорят как о решающем для успеха демократии факторе. Социальный капитал позволяет различным группам внутри неоднородного общества объединяться друг с другом, чтобы защищать свои интересы, которыми в противном случае может пренебречь могущественное государство 13 . Действительно, связь между гражданским обществом и либеральной демократией так тесна, что покойный Эрнест Гелнер утверждал, что последняя является реальным выражением гражданского общества' 4 .

Несмотря на то что о социальном капитале и о гражданском обществе часто говорят как о полезной вещи, которой хорошо обладать, они не всегда приносят пользу. Координация необходима для любой социальной деятельности: как для полезной, так и для вредной. «Государство» Платона — это дискуссия между Сократом и группой его друзей о смысле справедливости. В первой книге Сократ указывает Трасимаху на то, что даже банда разбойников должна обладать чувством справедливости среди них самих, иначе они не преуспеют в грабежах. Мафия и ку-клукс-клан являются составными частями американского гражданского общества; обе организации владеют социальным капиталом, но обе приносят ущерб здоровью общества в целом. В экономической жизни групповая координация необходима для одной какой-то формы производства, но когда меняются рынки или технологии, возникает необходимость в ином типе координации, возможно, с каким-то другим набором членов. Узы социального сотрудничества, которые поначалу способствуют производству, потом становятся для него помехой, как то было в случае многих японских корпораций в 90-х годах. Продолжая использовать экономическую метафору, с этой точки зрения о социальном капитале можно сказать, что он обесценивается и необходимо понизить его цену в балансе капитала страны.

Тот факт, что социальный капитал при случае может быть использован для разрушительных целей или что он может обесцениться, не входит в противоречие с общепринятым мнением, что вообще для общества им обладать желательно. Физический капитал, в конце концов, тоже не всегда полезная вещь. Он может не только обесцениться, но и быть использован для того, чтобы производить оружие, талидомид*, безвкусные развлечения и весь спектр других социальных зол. Однако в обществе имеются законы, запрещающие производство — с помощью физического или социального капитала — наихудших из социальных зол, поэтому мы можем допустить, что в большинстве случаев применение социального капитала даст не худший результат с точки зрения общества, чем результат использования физического капитала.

Именно такого взгляда придерживалась большая часть тех, кто применял это понятие. Впервые, насколько известно, термин «социальный капитал» был использован в 1916 году Лидой Джадсон Хэнифэн для описания школьных центров сельских общин 15 . Джейн Джейкобс использовала данный термин в своей классической работе «Жизнь и смерть великих американских городов», где указывала, что плотная сеть социальных связей, которые существовали в более старых кварталах смешанного городского типа, образовывала форму социального капитала, которая способствовала общественной безопасности 16 . Экономист Глен Лаури, так же как и социолог Айвен Лайт, использовала термин «социальный капитал» в 70-х годах для анализа проблемы экономического развития внутри городов: афроамериканцы испытывали недостаток связей доверия и социальной причастности (имевшихся у азиатских американцев и других этнических групп), что в значительной мере объясняло относительно слабое развитие негритянского предпринимательства 17 . В 80-х термин «социальный капитал» был введен в более широкое употребление социологом Джеймсом Коулманом 18 и политологом Робертом Патнамом, последний из которых стимулировал оживленную дискуссию по по-

* транквилизатор с вредными побочными действиями. — Примеч. ред.

воду роли социального капитала и гражданского общества в Италии и в США 19 .

Самый, пожалуй, главный теоретик социального капитала никогда не употреблял этого термина, но с большой ясностью понимал его важность: это был французский аристократ и путешественник Алексис де Токвиль. В своей работе «Демократия в Америке» Токвиль отметил, что Америка резко отличается от его родной Франции тем, что владеет богатым «искусством объединения», то есть население Америки привыкло для разных целей — как обыденных, так и серьезных — объединяться в добровольные ассоциации. Американская демократия и ее система ограниченного управления работала именно потому, что американцы столь успешно формировали ассоциации — как для гражданских, так и для политических целей. Эта способность самоорганизовываться, в сущности, означала не только то, что правительство не должно навязывать организацию в иерархической, сверху вниз, манере; гражданская ассоциация была еще и «школой самоуправления», которая учила людей совместному образу действий, который они перенесли с собой в общественную жизнь. Наверное, Токвиль согласился бы с утверждением, что без социального капитала не могло бы быть гражданского общества и что без гражданского общества не может быть эффективно работающей демократии.

Как измерить социальный капитал?

Ни социологи, ни экономисты не были довольны распространением термина «социальный капитал»; первые — потому, что рассматривают его как часть общей тенденции поглощения социальных наук экономикой, а вторые — потому, что питают его расплывчатым понятием, которое трудно, если не невозможно, сделать предметом измерения. И действительно, измерение полного запаса социальных отношений сотруд ничества, основывающихся на нормах честности и взаимности, — непростая задача. Раз мы утверждаем, что Великий Разрыв оказывал и продолжает оказывать воздействие на социальный капитал, необходимо найти эмпирическую основу для проверки, так ли это на самом деле.

Роберт Патнам утверждал, что качество руководства в различных регионах Италии коррелирует с социальным капиталом и что социальный капитал в США начиная с 60-х годов находился в упадке. Что касается эмпирической обоснованности его заявления относительно США, то этот вопрос я рассмотрю в следующей главе. Его работа, однако, может послужить иллюстрацией некоторых трудностей измерения социального капитала. Патнам использует для измерения социального капитала два типа статистических данных. Первый — это информация о группах и о членах групп, от спортивных клубов и хоровых обществ до групп по интересам и политических партий, а также показатели степени политического участия — такие, как число участников голосования и читателей газет. Кроме того, существуют более детализированные опросы относительно бюджета времени и другие данные о том, на что люди тратят часы своего бодрствования. Второй тип — это исследования на основе опросов, таких, как Общий социальный опрос (ОСО) для США и Мировой опрос по ценностям (МОЦ) для других сорока стран по всему миру, которые включают ряд вопросов, касающихся ценностей и поведения.

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Фукуяма Ф. Великий разрыв политологии
Общества
Метод социологии дюркгейм э русский перевод
Фукуяма Ф. Великий разрыв политологии 9 описание

сайт копирайтеров Евгений