Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

ЦЕНЗЫ ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ (лат. Censeo делаю опись, перепись) — устанавливаемые конституцией или избирательным законом ограничительные условия • получения или осуществления избирательного права.

Конституционной практике различных государств известны следующие Ц.и.: возрастной, гражданства, грамотности, имущественный (обладание имуществом или доходом определенной ценности), образовательный (напр., знание государственного языка страны), оседлости (проживание на данной территории не менее определенного законом срока), расовый, половой (США предоставили избирательные права женщине в 1920, Швейцария лишь в 1971), служебный, языковый.

Российское избирательное право не предусматривает никаких Ц.и., кроме возрастного. Все российские граждане, достигшие 18-летнего возраста, имеют право голоса. Не могут избирать граждане, признанные судом недееспособ: ными, а также лица, содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.

ЦЕНЗУРА (лат. censura) — контроль официальных властей за содержанием печатных изданий, радио- и телепередач. Большинство современных конституций, провозглашая свободу информации, прямо запрещают Ц. Однако во всех странах мира введение Ц. допускается при объявлении режима чрезвычайного или военного положения.

ЦЕННОСТИ ПОЛИТИЧЕСКИЕ— 1)высшие принципы, обеспечивающие согласие в обществе или социальных группах по основным проблемам и целям; 2) верования и представления о желательном и наилучшем типе политической системы, политических целях и средствах их достижения, влияющие на политическое поведение и выбор его моделей. Ц.п. служат ориентиром в сложном мире политики, определяют ее смысл и содержание В Ц.п. отражаются желания и интересы социального субъекта. С точки зрения методологии М.Ве-бера Ц.п. могут играть роль идеальных конструктов, с помощью которых осуществляется познание мира политики.

ЦЕНТРАЛИЗМ (лат. centrum средоточие, центр) — система управления из единого центра, основанная на строгом подчинении нижестоящих органов вышестоящим.

ЦЕССИЯ (лат. cessio) — передача территории одного государства другому по соглашению между ними.

ЦИВИЛИЗАЦИЯ (лат. civilis гражданский)— 1) синоним культуры; 2) уровень развития общества и культуры; 3) ступень развития общества, следующая за варварством (по классификации Л.Моргана).

ЦИЦЕРОН (Cicero) Марк Туллий

(106—43до н.э.) — римский политики философ, блестящий оратор. Политико-правовая проблематика рассматривается в его работах «О государстве» и «О законах».

Политическое учение Ц. основывается на двух идеях: а) справедливость осуществляется в государстве путем принятия наилучшей конституции; б) закон — ничто без людей, которые могут заставить эти законы уважать. Ц. исходит из убеждения, что политика при всех своих противоречиях является результатом «разумной установки», существующей вне сиюминутных человеческих устремлений в виде «непосредственного разума», позволяющего людям действовать в соответствии со справедливостью.

Ц. различал три простые формы правления: царскую власть, власть оптиматов (аристократию) и народную власть (демократию), подчеркивая, что «благоволением своим нас привлекают к себе цари, мудростью — оптиматы, свободой — народы». Перечисленные достоинства, по его мнению, должны быть представлены в смешанной форме государства, которую он вслед за Аристотелем и Полибием считал наилучшей.

ЧААДАЕВ Петр Яковлевич (1794— 1856) — известный русский мыслитель XIX в. Основная работа — «Философические письма», первое из которых было опубликовано в 1836.

В своих письмах Ч. создает модель западного мира, который мыслится им как единство религии, культуры и нравственности. Он полагает, что европейская цивилизация — единственно истинная и все идеалы (человеческие и божественные) здесь достигнуты. С этой точки зрения Ч. критикует российские реалии, которые, по его мнению, не являются цивилизацией, занимая промежуточное положение между Европой и Азией и стоя «как бы вне времени». Россия должна догнать Запад, повторяя все пройденные им этапы развития, и тем самым преодолеть отлученность от «всемирного воспитания человеческого рода». Причину всех бедствий России Ч. видит в принятии православия от «жалкой» и «глубоко презираемой западными народами» Византии, ибо «русский народ подвергся рабству лишь после того, как стал христианским». Он делает вывод, что следование «византийским путем» было глубоко ошибочным. Сам же Ч. был приверженцем католицизма, но не ортодоксального, а революционного (А.И.Герцен). Он видел призвание России в осуществлении религиозного синтеза православия и католицизма. По мнению Ч., географическое начало направляет путь России на протяжении веков и определяет ее место среди человечества; оно же является детерминантой русского национального характера, традиционных ценностей.

После опубликования первого «Философического письма» в Ч. увидели неистового ниспровергателя национальных святынь. Было начато следствие и по его завершении вынесен «высочайший» вердикт, что автор является умалишенным.

Идеи Ч. способствовали формированию двух главных направлений во взглядах на прошлое и будущее России — славянофильства и классического русского западничества.

ЧЕЛЛЕН (Kjellen) Рудольф (1864— 1920) — шведский ученый, один из основателей геополитики, депутат парламента.

Ч. продолжил идущую от Ф. Ратцеля традицию рассмотрения государства
как живого организма, расширив данный подход. Географический фактор при анализе жизнедеятельности государства Ч. предложил рассматривать в совокупности с изучением его народного хозяйства, демографического потенциала, социальной структуры и политического устройства. В работах Ч. используются уже все основные категории классической геополитики.
Основные работы: «Великие державы» (1910), «Государство как форма жизни» (1916).

ЧЕРНЫШЕВСКИЙ Николаи Гаврилович (1828—1889) — философ, экономист, публицист, автор концепции «крестьянского общинного социализма». Ч. был центральной фигурой русского революционного движения в предреформенный и послереформенный периоды.

Ч. ставил и стремился решить проблему возможности перехода от феодализма к социализму без капиталистической стадии развития. В отличие от А.И. Герцена Ч. полагал, что все страны должны перейти к социализму и в переходный период могут существовать все формы собственности, конкуренция между которыми выявит преимущество общественной собственности. На Западе, по его мнению, государственная собственность с общинным производством возникнет эволюционно на основе подготовленной частной собственностью экономической базы: густоты' населения, развития рынков и машинного производства. Россия же, сохранившая крестьянскую общину, может миновать стадию капитализма, используя экономический опыт стран Запада и общинные навыки коллективного хозяйствования.

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Ускорить вероятное развитие конкретного явления в желательном направлении

Состоящую в независимости государственной власти
Единой государственной власти легли в основу рождавшейся в xvii в
Теоретическое государствоведение

сайт копирайтеров Евгений