<<< ΛΛΛ >>>
объективного рассудочного познания, а время - формой живой субъективной
интуиции. Тем самым между пространством и временем устанавливается свое-
образная полярная противоположность, родственная противоположности между
"я" и "не-я", "душой" и внешним "миром", "становящимся" и "ставшим"
"жизнью" и "природой". Оба эти полюса неразрывно слиты друг с другом,
характеризуя собой "элементарную структуру сознания". В каждом нашем
сознательном акте присутствует и "я" и "не-я"; в действительности невоз-
можно ни разделить их, ни свести одно к другому. И если одни мыслители
(материалисты) пытаются перенести ударение (Akzent) на внешний мир, как
"первичное" или "причину", другие (идеалисты) - на душу, - то это, гово-
рит Шпенглер, рисует лишь настроение данной личности, ее темперамент и
представляет чисто биографический интерес. Жизнь "становящаяся", непос-
редственно переживаемая, протекает во времени, обладает таинственным
признаком направления, единична, неповторима; ее характеристика - вре-
менная дата, хронологическое число; средствами сообщения жизненного пе-
реживания служат: образ, символ, сравнение, поэтическая метафора, худо-
жественная концепция. Предметом научного познания является не становяще-
еся, а ставшее, не протекающее во времени, а зафиксированное в прост-
ранстве, не "жизнь", а "природа"; характеристика природы - математичес-
кое число; здесь все вневременно, закономерно, имеет постоянную значи-
мость, здесь царствует формула, закон, схема.
<<< ΛΛΛ >>>
Принадлеж ность к данному классу определяет мироощущение приятно данному В чем же притягательная сила шпенглера каким об разом он мог оказать такое гипнотизирующее влияние притягательная влияние Закат Европы статьи о Шпенглере, его критиках и истолкователях 3 истории Культуры Есть нечто посто роннее существу математического мышления
|