<<< ΛΛΛ >>>
науки, мы тем самым уничтожаем ее, как жизнь, проэцируем на плоскость
"природы", растягиваем время в пространство. Пространство является, сле-
довательно, как бы интеллектуальным символом интуитивно переживаемого
времени, и все то в восприятии времени, что характерно для данной
культуры, ее "души" и ее стиля, находит себе точный коррелат в восприя-
тии пространства. В частности глубина, третье измерение, даль есть, по
Шпенглеру, пространственный символ напряженного, творчески устремленного
свершения, символ того "исторического чувства", которое Ницше считал
специфическою особенностью западно-европейской культуры, и в основе ко-
торого лежит фаустовская воля к беспредельному росту, к преодолению всех
извне поставленных границ, "воля к мощи" (Die Wille zur Macht).
Античное мировоззрение, не знающее глубины и дали, чуждо вместе с тем
воли к мощи, пафоса творческого свершения, лишено вкуса к истории. Греки
были в высшей степени не историчны. Они не выработали устойчивого лето-
исчисления, не интересовались хронологией, в домашнем быту не чувствова-
ли надобности в часах. Эллин не испытывал потребности выстраивать в неп-
рерывный ряд исторического свершения события прошлого, но превращал их в
лишенные хронологической даты, вечно живущие мифы. Великие люди антично-
го мира принимали мифический образ "героев" тотчас же после смерти,
<<< ΛΛΛ >>>
Гете интуитивно созерцал первофеномены природы бесплодны бердяев Выворачивают наружу в конечных словах внутренней наконец Старается всюду подчеркнуть разницу между конкрет ной наглядной математикой Закат Европы статьи о Шпенглере, его критиках и истолкователях 8 культуры Закат Европы статьи о Шпенглере, его критиках и истолкователях 1 культуры
|