<<< ΛΛΛ >>>
государство не задушило свободы лица развиваться своеобразно; а Дж. С. Милль
гораздо больше боится общественного мнения и общей современной рутины, чем
государственного деспотизма. В этом он, конечно, прав, но как мы ниже видим,
продолжая, как и все либералы, верить в европейский прогресс и не понимая, что
(для самой Европы, по крайней мере) прогресс есть не что иное, как неизлечимая,
предсмертная болезнь вторичного смесительного упрощения; он изыскивает для
излечения вовсе не подходящие средства.
Будем продолжать выписки из его книги..
Заботы моралистов и многих честных буржуа, заботящихся только о том, чтобы народ
работал смирно и не пьянствовал, - эти заботы он зовет со злобой "une marotte
humanitaire de peu de consequence".
Он приводит слова Токвиля о том, что "французы позднейших поколений гораздо
больше похожи друг на друга, чем их отцы и деды", и жалуется, что нынешние
англичане, по его мнению, еще однообразнее французов.
И еще вот что говорит Милль об Европе:
"В прежнее время в Европе отдельные лица, сословия, нации были чрезвычайно
различны друг от друга; они открыли себе множество разнообразных исторических
путей, из коих каждый вел к чему-нибудь драгоценному; и хотя во все эпохи те,
кои шли разными путями, не обнаруживали терпимости друг к другу, хотя все они
сочли бы прекрасным сделать всех других насильно схожими с самими собою, однако
взаимные усилия их помешать чужому развитию редко имели прочный успех, и каждый
в свою очередь вынужден был, наконец, воспользоваться благом, выработанным
<<< ΛΛΛ >>>
Как атлантический берег великого азиатского материка
Сознавая свое второстепенное значение в европе Подобное нынешней французской
|