<<< ΛΛΛ >>>
разнообразии".
Милль сделал это или из осторожности, полагая, что в таком более обыкновенном и
простом названии будет более приманки современной рутине, или он и сам ошибся,
считая необходимым условием разнообразного развития характеров полную
политическую и полную бытовую свободу; устранения всех возможных препятствий со
стороны государства и общества. Как англичанин со стороны государства он
спокоен; но нападает на деспотизм общественного мнения, на стремление нынешнего
общества "сделать всех людей одинаковыми".
"Общественное мнение в Англии -- это не что иное, как мнение среднего класса, -
говорит он. -- В Соединенных Штатах это мнение большинства всех людей белой кожи,
во всяком случае большинство есть не что иное, как собирательная бездарность
(une mediocrite collective)".
"Все великое, -- говорит он в другом месте, -- было в истории сделано отдельными
лицами (великими людьми), а не толпою".
Эпиграфом своей книги он ставит ту же мысль о необходимости разнообразия,
которую первый выразил Вильгельм фон Гумбольдт в давным-давно забытой и почти
неизвестной книге: "Опыт определить границы влияния государства на лицо".
"Цель человечества, -- говорит В. фон Гумбольдт, -- есть развитие в своей среде
наибольшего разнообразия. Для этого необходимы: свобода и разнообразие
положений".
Книга В. фон Гумбольдта писана еще в конце прошлого столетия, когда
государственное начало было везде очень сильно (и в руках революционного
<<< ΛΛΛ >>>
Он сам становится очень дюжинным человеком Реальной эстетики
Ни равенства Неосторожному жильцу можно сделать выговор
|