<<< ΛΛΛ >>>
Кстати, недостаточно воспринять чужие взгляды и их истолкования собственными
усилиями. Это путь, не дающий реального контакта с доводами противника. Их нужно
слышать из уст того, кто верит в них, защищает всерьез и во всю силу. Нужно
узнать их в наиболее яркой и убедительной форме, почувствовать все трудности, с
которыми столкнешься, защищая свой взгляд. Тот, кто никогда не ставил себя на
место думающего иначе, не предвидел его возражений, в сущности, не знает
по-настоящему и своей доктрины. Ему неизвестны все компоненты истины, которые
определяют решение разума, полностью информированного. Это понимание так
существенно, что, если бы оппонентов важнейших истин не было, их следовало бы
вообразить и снабдить сильнейшими доводами, какие мог бы придумать самый ловкий
“адвокат дьявола”.
Чтобы ослабить силу этих соображений, враг свободных дискуссий может сказать,
что толпе нет нужды понимать все “за” и “против”. Рядовому человеку ни к чему
уменье показать ошибку оппонента. Достаточно, чтобы нашелся кто-то один,
способный ответить и отвести попытки сбить с толку необученных. Простые умы,
которых посвятили в доступные их пониманию азы доктрины, могут довериться
авторитетам, понимая, что у самих нет ни знаний, ни талантов, чтобы справиться с
трудностями.
Но даже такой взгляд признает, что необходима уверенность в том, что есть
удовлетворительные ответы на все вопросы; но как отвечать, если вопросов не
слышно? Как почувствовать, что ответ удовлетворителен, если оппонент не может
проявить своего недовольства?
<<< ΛΛΛ >>>
Замечаний Касается оригинальности в подлинном смысле слова свободно общество Политология Милль Д. О свободе 9 доктрины Активным вмешательством активным основания Политология Милль Д. О свободе 1 точностью
|