Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Призрак танка плывет над Рейном, вовсе не призрачные французские войска

завтра займут город и потребуют золота и угля, телефон и железные дороги

бастуют: - наша гибель неизбежна, честь и слава Шпенглеру, который пред-

лагает по крайней мере умереть мужественно.

Этот обыватель, который назвался Шпенглером и убежденно, "заносчиво и

надменно" (Степун) кричит о своем бессилии что-либо поправить в расстре-

лянной стране, с которой поступают так же милостиво, как и она поступа-

ла, когда имела возможность быть милостивой, а не выпрашивать милости, -

не сразу пришел в это отчаянье. Он пробовал учиться у "великих" своего

времени, - он преклоняется перед рядом имен, - это Шопенгауер, Вагнер,

Ницше, Маркс, Дюринг, Геббель, Ибсен, Стриндберг и Шоу (Степун), - и тут

же уверяет, что философии нет, что искусство кончилось в Европе, что

культуры ныне нет никакой, есть только мертвая "цивилизация". Сплошь,

одно за другим _______________

*1 Бердяев так и пишет: "Еще до мировой войны я очень остро ощутил...

наступление конца... мировой эпохи..." и ссылается на ряд своих книг. О,

счастливая простота!

встречаете вы в описаниях Шпенглеровского мышления то того, то другого из перечисленных авторов, а всего чаще тех, кого он забывает упомянуть и видимо относит к числу конченных людей. Он выпоен и выкормлен на тех антимониях, которые развертывало мышление Европы за последние десятилетия. От обывателя требовалась тонкость и "проникновение": - он проглотил все, ему предложенное; - но обыватель не только эстет, он хочет жить - за раскрашенными сводными картинками эстетизма не оказалось ничего (за покрывалом Изиды - пустота): он проклял свой эстетический модус, объявил совершенное - ничем, ибо оно ничем не кончается, - он проклял время и место, где он живет... но ведь все это пока лишь словесные жесты, на которые действительность не привыкла реагировать. Если же она и этого не слышит, очевидно она мертва: покинем душевно ее. Но трагедия Шпенглера в том, что мир не слушается никаких проклятий и истерик расставаний, и вся неразрешимость мирового тупика от этого для предсказателя только обостряется. Поэтому ему и суждена профессия пророка, как нашему Бердяеву. А в крайнем случае выдуманное Шпенглером мироощущение годится для игры в прятки со своей собственной особой, на манер анекдотического страуса: спрятал голову - и все благополучно. Так и прячут голову ныне повсюду, - кто в Шпенглера, кто в антропософию Штейнера, который, говорят, тоже ужасно какой талантливый и обворожительный. То же наплывает и у нас, и в Англии. Игра в солдатики - серьезная игра: она стоит много денег и много крови, она портит затем и кровь и деньги. Кровь становится водянистой, деньги - бумажными, плохо жить в этаких посылочках. Но, к сожалению, эту плохость никак не исчерпать при помощи проклятий любого сорта и свойства, - и даже Шпенглер приходит к необходимости провозглашения примата работы и технического творчества, но его работа - своеобычный наркотик, может быть, это и по плечу Бальзаку и Флоберу, но мир жить наркозом работы не сможет и не захочет. Шпенглер с досадной дотошностью пристает к миру: "в чем дело? как? зачем? почему?" - ответов

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Закат Европы статьи о Шпенглере, его критиках и истолкователях 8 культуры
Вот тебе древняя история
Сравнивая античную математику с нашей
Закат Европы статьи о Шпенглере, его критиках и истолкователях 2 культуры
Как элемент математи ческого мышления существу степени

сайт копирайтеров Евгений