<<< ΛΛΛ >>>
вообще скажем, религиозного единства, необходимого для сохранения тех
культурно-государственных типов, которые из этого единства произошли прямо или
утвердились антагонистически, но все-таки и антагонизмом способствуя общей
прочности.
Если эти два писателя (или вернее сказать -- те две книги, о которых я говорю)
дополняют друг друга, то Риль подкрепляет их мнения с другой стороны. Милль
заботится о силе и разнообразии характеров и положений; Гизо специальнее мнят
христианским единством, долженствующим удерживать всю эту общественную и личную
пестроту в определенных пределах; а Риль доказывает, что для разнородности
характеров и для крепкой выработки их нужно обособление, нужно разделение
общества на группы и слои; и чем резче отделены эти группы и слои друг от друга
природой ли (горами, степью, лесом, морем и т. д.) или узаконениями, обычаями и
строем жизни своей, тем нравственные и далее умственные плоды подобного
общественного строя будут богаче, и будут они богаче не вопреки неравномерному
разлитию знаний, а именно отгодаря этой неравномерности; благодаря разнородности
взглядов, привычек, вкусов и нужд.
Опять то, что я говорил прежде: знание и незнание -- равносильные условия для
развития обществ, лиц, государств, искусств и даже самой науки; ибо и ученые
должны же иметь разнообразный материал для науки.
<<< ΛΛΛ >>>
В средней германии умы Если же франция останется нейтральна в случае германо-славянской смертельной борьбы Романо-германские государства могут слиться со временем в одну рабочую федеративную республику Мечтать Политическое значение франции близится к своему концу
|