<<< ΛΛΛ >>>
гораздо позже, католической церковью первых пяти веков. Ни в коем случае не
отрицаю, что человечество очень обязано этой морали, но не постесняюсь сказать,
что во многих важных пунктах она неполная и односторонняя, и, если бы в
становлении нашей жизни не участвовали и другие идеи, дела наши были бы куда
хуже. В так называемой христианской морали нет положительных утверждений, так
как она в основном – протест против язычества. Ее идеалы скорее негативные, чем
позитивные; скорее пассивные, чем активные: Безвредность, а не Доблесть;
Удаление от Зла, а не Стремление к Добру; предписаний: “Ты не должен” –
неоправданно больше, чем “Ты должен”. Ужасаясь чувственности, христианская
мораль обожествляет аскетизм; считает надежду на рай и угрозу ада признанными и
похвальными мотивами добродетельной жизни.
Если в современной морали есть хоть в какой-то степени чувство долга, то оно
исходит от античности, не от христианства. В частной жизни великодушие, личное
достоинство, широта ума, даже чувство чести вызваны гуманной, а не религиозной
частью воспитания и никогда бы не возникли из этики, чья единственная признанная
доблесть – смирение. Я далек от утверждения, что эти недостатки христианской
этики – врожденные и неизбежные или что, если в моральной доктрине отсутствуют
какие-то элементы, ее нельзя принять. Тем более не приписываю эти недостатки
самому Христу.
Очень боюсь, что, отвергая стандарты мирские (не нашел для них названия
получше), которые сосуществуют с христианской этикой и дополняют ее, мы создаем
в результате характер низменный, рабский, подчиняющийся тому, что он считает
<<< ΛΛΛ >>>
Я рассматриваю полезность как окончательный довод в вопросах этики наказать действий Политология Милль Д. О свободе 1 взгляды Одобряющие мое поведение Политология Милль Д. О свободе 2 современности Контролирующим порывы
|