Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ   

По сути, в сегодняшней России мы имеем дело с явным этническим вызовом, и главной задачей трезвомыслящих политиков и идеологов должно стать предотвращение националистического ответа на этот вызов. Предположение, что мы живем в эпоху «планируемой истории» (термин А.Зиновьева), означает многократно возросшую ответственность политиков, идеологов –людей, имеющих дело с «социальной инженерией». Эмоциональная агитация за «национальное возрождение» и «возвращение к корням», имеющая чисто культурологическое значение в «спокойные» эпохи, во время коренной ломки привычных ниш бытия и затяжного кризиса может иметь следствием политику изоляционизма или – что гораздо опаснее - выпустить из бутылки джина агрессивного национализма. На наш взгляд, это говорит о необходимости «деэтнизации» государственной власти, хотя реальные политические процессы, к сожалению, идут пока в противоположном направлении.

ПРИМЕЧАНИЯ

[1] См.: Арутюнян Ю.В., Дробижева Л.М., Сусоколов А.А. Этносоциология. М., 1999. С. 165.
[2] См.: http://ddfan.boom.ry/lib/rusnats.html
[3] См., напимер, Anderson B. Imagined Communities: Reflections on the Origin and Spread of Nationalism. London: Verso, 1983.
[4] В литературе по этнологии принято выделять несколько типов этнической идентичности: нормальную, этноцентристскую, этнодоминирующую., этнофанатичную, индифферентную (этнонегативизм), нигилистическую, амбивалентную («сдвоенную»). (См., напр.: Солдатова Г.У. Психологическое исследование этнической идентичности.//Национальное самосознание и национализм в Российской Федерации начала 90-х годов. М., 1994. С. 70-71).
[5] См.: Клямкин И.М., Лапкин В.В. Русский вопрос в России. // Политические исследования, 1995, № 5; 1996, №6.
[6] Хоркхаймер М., Адорно Т. Психоанализ антисемитизма.//Психология национальной нетерпимости. Мн.: Харвест, 1998. С.170
[7] СПб отделение РНЕ, 2001г. http://www.rne.org/vord/rnenews/princip.shtml
[8] Некоторые политические иллюстрации можно найти в справочном издании: Верховский А., Прибыловский В. Национал-патриотические организации. Краткие справки. Документы и тексты. М., Панорама, 1997.
[9] Используя два критерия – определение нации и условия членства в ней – Л.Гринфелд выделяет индивидуалистский национализм (когда нация рассматривается как суверенная общность равноправных индивидов) и коллективистский национализм (нация – коллективный «индивид», чьи интересы имеют первенство над интересами индивидов, ее составляющих), который, в свою очередь, подразделяется на гражданский и этнический в зависимости от критериев членства в общности. (см.: Greenfeld L. Nationalism: Five Roads to Modernity. Cambridge, 1985).
[10] См.: Залевская А.А Слово в лексиконе человека: психолингвистическое исследование. Воронеж, 1990.
[11] См.: Уфимцева Н.В. Русские глазами русских.//Язык – система. Язык – текст. Язык – способность. М., 1995; Ее же. Русские: опыт еще одного самопознания.//Этнокультурная специфика языкового сознания. М., 1996.
[12] Уфимцева Н.В. Русские: опыт еще одного самопознания.//Этнокультурная специфика языкового сознания. М., 1996. С. 147-148.
[13] Там же. С. 149.
[14] См., напр.,Касьянова К. О русском национальном характере. – М., 1994; Хотинец В. Этническое самосознание. – СПб, 2000; Inkeles, A. National Character: A Psycho-Social Perspective. – Transaction Publishers, New Brunswick (USA) and London(UK), 1997 и др.
[15] См.: Хотинец В.Ю. Этническое самосознание. СПб, 2000. С.90-92.
[16] Карамазин Н. Письма русского путешественника. М., 1983. С. 479.
[17] См.: Российская модернизация: проблемы и перспективы. (Материалы «круглого стола»). Выступление Васильева Л.С.// Вопросы философии, 1993, № 7. С. 9.
[18] Inkeles, A. National Character: A Psycho-Social Perspective. – Transaction Publishers, New Brunswick (USA) and London(UK), 1997. P/ 139-150.
[19] Rancour-Laferriere, Daniel. The Slave Soulof Russia. Moral Masochism and the Cult of Suffering. – New York University Press, New-York and London, 1995. P.7,8,42.
[20] К.Касьянова. О русском национальном характере. – М., 1994. С. 109.
[21] Zviglyanich, V. The Morphology of Russian Mentality. A Philosophical Inquiry into Conservatism and Pragmatism. – The Edwin Mellen Press, Lewinston/Queenston/Lamperter, 1993. P.32-33.
[22] Речь идет о методике «приписывания качеств», впервые примененной в 1933 г. в США Д.Кацем( D.Katz) и К.Брэйли (K.Braly).
[23] См.: Бабаков В.Г., Семенов В.М. Национальное сознание и национальная культура (методологические проблемы). – М., ИФРАН, 1996. С. 13.
[24] См.: Гачев Г.Д. Миф. Национальный. Индивидуальный. (Опыт экзистенциальной культурологии).// Сб. Миф в культуре: человек – не-человек. М., изд. «Индрик», 2000. С. 123, 129.
[25] Полосин В.С. Миф. Религия. Государство . М.: Ладомир, 1999. С.83.
[26] Вестник содружеств социологических ассоциаций. М., 1993, №2. С. 10.
[27] Севастьянов А.Н. О разделенной русской нации и ее праве на воссоединение.
[28] Е.С.Троицкий. Историко-методологические аспекты изучения русской (православно-слаянской) цивилизации. - Русская цивилизация и соборность. Сб. Статей. - М.: АКИРН, 1994. С. 4.
[29] Егоров В.К. Многоликая Россия: ХХ век. – М.: Воскресение, 1998. С. 389.
[30] Там же. С. 404.
[31] Адрианов Б. Русская идея в прошлом и настоящем. //Русское самосознание. 1999, #6. http://russamos.narod.ru/06.htm
[32] См.: Гулыга А.В. Русская идея и ее творцы. – М.: Соратник,1995. С. 43-69.
[33] Булычев Ю. Народность, нация и национальный дух. // Русское самосознание. 1999, #6. http://russamos.narod.ru/06.htm
[34] П.С.Морозов. Кому опасен русский национализм? http://www.olmer1.newmail.ru/78_14.htm
[35] Гулыга А.В. Русская идея и ее творцы. С. 45.
[36] Юнг К.Г. О современных мифах. – М.: Практика, 1994. С. 33.
[37] Лакер У. Черная сотня и истоки русского фашизма. – Вашингтон, Problems of Eastern Europe, 1994. C. 382.

 <<<     ΛΛΛ   

Осознаваемой представителем общности психологической установке в восприятии себя

сайт копирайтеров Евгений