Пиши и продавай! |
Противоборство эгоистических воль чревато анархией и хаосом, поэтому надежда людей только на хорошее воспитание. Оно призвано научить людей видеть личную выгоду в выгоде общества. Адам Смит (XVIII в.) показал, что общественные интересы в свою очередь зависят от личной выгоды. Стремление каждого индивида улучшить свое положение образует в совокупности равновесие противоречий. Именно личная выгода обеспечивает рост общественного благосостояния.Удовольствие и страданиеОбщая характеристика . Любая человеческая деятельность сопровождается удовольствием или страданием. Человеку также свойственна способность преобразовывать эти мгновенные впечатления в длительные переживания, приятные или мучительные. Он может испытывать эти чувства, видя или вспоминая радости или страдания других существ, наделенных чувствительностью. Наконец, эта способность, соединенная со способностью образовывать и сочетать идеи, порождает отношения интереса и долга. А с ними по воле природы связаны самая драгоценная доля счастья и самая скорбная часть бедствий. Удовольствие как высшая цель и основной мотив человеческого поведения неизменно уживается с неудовольствием. В личности и обществе существует амбивалентная потребность в наказании и поощрении. Люди живут пьяными от самолюбования, жаждущими похвал, в томном восхищении собой. Но при этом они стремятся к наказанию и унижению, к упрекам. Люди нередко противодействуют исцелению и во что бы то ни стало держатся за страдание. Люди боятся свободы личного выбора, они страшатся самих себя. ("Правильно, что нас били, заслужили. Мало еще нам досталось"). "Люди холопского звания — сущие псы иногда: чем тяжелей наказание, тем им милей господа", — отмечал Н.А. Некрасов, и это очень точное наблюдение. Оно высвечивает тягу к рабству с новой, дополнительной стороны. Стремления к удовольствию как мотивы поведения имеют непосредственное отношение к воспитанию поведения и характера человека, полезного себе, семье и обществу в целом. Проблема удовольствия и страдания логически предшествует педагогическим проблемам этического развития, становления отношений к добру и злу, счастью и несчастью, достоинству, долгу и обязанностям. Удовольствие и страдание — любое и всякое ярко выраженное и положительно окрашенное состояние , переживание , чувство , Страдальческий опыт человека чрезвычайно велик. Это боль потерь или лишений, печали, сопровождающие лишения, различные мучения болезненного расстройства чувств. Человеческое страдание включает в себя и муки духа (смысловых страданий), и болезни плоти. Страдание, боль могут быть соединены со страхом, неуверенностью, невознагражденной или потерянной любовью. Необходимые различени я. Стремление к удовольствию, как и избежание страданий и избавление от них, следует отличать от самих по себе удовольствий и страданий. Получение удовольствия и предвкушение его, как и преднамеренное стремление к нему, суть психологически разные акты и процессы. Они могут совпадать, но могут и серьезно различаться. Сами по себе радости и боль — ощущения, эмоции, чувства. В качестве же побуждений к деятельности мучения и утехи — одновременно еще и мотивы, и предмет воображения, и содержание мышления каждого человека. С ними связаны желания, страсти, влечения, симпатии и антипатии, любовь и ненависть. Человек не может и не должен жить без удовольствий, но это не значит, что он непременно обязан к ним стремиться. Между влечением и самим актом получения удовлетворения есть принципиальная разница. Быть довольным достижением желательной цели (удовлетворение голода, жажды, приобретение знания или вещи, завоевание любви и т.п.) — не то же самое, что желать удовольствия непосредственно, как, например, приятных ощущений, которые могут быть вовлечены в еду или питье. Фома Аквинский был очень глубок, когда говорил относительно боли как удовлетворенных, так и не удовлетворенных желаний. Так, желание славы не есть сама слава, в которой отсутствует почти все, чего от нее ждут. Великий русский мыслитель и художник Андрей Платонов делал очень ясным это различие при рассмотрении сильной любви мужчины к женщине: "Он пожелал ее всю, чтобы она утешилась, и жестокая, жалкая сила пришла к нему. Однако Никита не узнал от своей близкой любви с Любой более высшей радости, чем знал ее обыкновенно, — он почувствовал лишь, что сердце его теперь господствует во всем его теле и делится своей кровью с бедным, но необходимым наслаждением". В некоторых случаях непосредственная радость достижения желанной цели совмещается с удовольствием от процесса ее достижения. Но подчас человек не ищет, не добивается какого-нибудь удовольствия по тем или иным мотивам. Преследование радости бывает ярче окрашенным в положительные цвета, чем испытанное удовольствие. Иногда же человек идет на большие муки в ходе достижения желанного наслаждения. Так, спортсмен подвергает себя болезненным тренировкам ради получения желаемого результата. Сравните с поговоркой: "Терпи, казак, — атаманом будешь ". Тесно связаны друг с другом, но притом и ясно различимы телесные, чувственные и душевные удовольствия и страдания.
|
|
|
|