Пиши и продавай! |
Казалось бы, одни и те же условия жизни и быта или все происходящее в классной комнате, одинаковы для всех ребят, но действие на каждого они оказывают разное. Разное потому, что различны установки детей. Возникает парадоксальная ситуация: стимулировать, вызывать к жизни новую потребность можно, только опираясь на уже имеющуюся потребность. Имеющиеся же потребности зависят от общей направленности личности. Общая направленность личности может изменяться только по мере появления в ней новых и новых потребностей. Казалось бы, — замкнутый круг. Но многочисленные эксперименты психологов, прежде всего школы Д.Н. Узнадзе (1886—1950), показывают, что этот круг можно прорвать. Установку есть возможность создавать, организовывать, обеспечивать. Это и есть важнейшая задача воспитания. Но сделать это можно, только учитывая характер всего предшествующего опыта данного человека. Всю накопленную и сохраненную им апперцептивную массу впечатлений. НаучениеСущность научения . Человек рождается без культуры. Поэтому, чтобы выжить физически и эффективно жить в той или иной социокультурной системе, младенец homo sapiens должен очень много учиться и приобретать великое число условных рефлексов, привычек и образцов поведения. Этот процесс присвоения культуры, взятый в целом, называется научением (иногда — социализацией, инкультурацией, непреднамеренным или спонтанным воспитанием, воспитанием в широком смысле слова). В процессе научения приобретаются условные рефлексы, и генотип все более утрачивает способность обусловливать фенотипическую изменчивость. Каждый новый жилец земли нуждается в прививке культуры, в огранке своих способностей. Прививка культуры природному дичку-человеку осуществляется в ходе научения и благодаря нему. Необходимость инкультурации предопределена невозможностью культурной преемственности по механизмам биологического наследования. У многих людей прекрасные длинные пальцы, но не все становятся пианистами. Пальцев мало. Нужны еще культура, школа. Человек не может научиться хорошо играть на фортепьяно без раннего и непрерывного обучения, как и без самого инструмента, на котором он должен практиковать навыки и умения. Генетические и средовые факторы переплетаются в поведенческом развитии человека. Величайшая тайна очеловечения человека есть исторически накопленная культура. Все лучшее в человеческих порывах и свершениях, все лучшее в характере и общении человека дается ему культурой. И напротив, все самое печальное и нежелательное в человеке есть проявление антикультуры. Через самореализацию в культуре человек обретает смысл жизни. В культуре повседневной деятельности, материально-духовного бытия человека, в его действительном включении в различные отношения с людьми проявляются характер, глубина, объем и ценность присваиваемой им культуры. В этих интимных отношениях человека с исторически накопленной культурой заложены истоки и возможности очеловечения и совершенствования человека. В настоящем контексте особенно заслуживает внимания первичная социализация. Первичная социализация относится к научению детей в течение самых ранних лет, в то время как вторичная социализация относится к более поздним этапам развития индивидуальности ребенка в результате его взаимоотношений с преподавателями и другими детьми в школе. Первичная социализация сопровождает уход за новорожденными, младенцами и дошкольниками. Научение — процесс и результат самопроизвольного приобретения индивидуального опыта . Этот процесс протекает неосознаваемо (латентно) для растущего человека. Латентное (скрытое) научение — становление у него образа целостной ситуации и своего поведения в ней. Роль латентного обучения в развитии особенно ярко проявляется в усвоении речи и при решении человеком творческих задач. Результат латентного научения проявляется в форме инсайта — внезапных озарений. Научение многообразно. Оно содержит в себе образование условных рефлексов (классического и оперантного типа); такое научение называется ассоциативным. Перцептивное научение (или апперцепция) — сенсорные восприятия, обусловленные и опосредствованные влиянием прошлого опыта. Приобретение и обогащение личного опыта включает в себя дифференцировочное научение. Здесь человек учится различать ограниченные сенсорные характеристики типа цветовых оттенков, нюансов. В понятие научения входит привыкание, т.е. прекращение реакций на повторяющиеся однотипные стимулы. Психомоторное научение — развитие нервно-мышечных реакций в ответ на сенсорные сигналы. Другие типы научения: подражание, догадки по типу инсайта, запечатление (импринтинг ). Одна из главных тайн научения — его незаметность. Ребенок впитывает не только слова, обращенные к нему, но и действительное поведение важных для него людей, взрослых и сверстников. Если родитель, учитель, любой другой взрослый, претендующий на то, чтобы влиять на растущих людей, не знает этого, он вечно удивляется, почему дети относятся к нему не так, как, казалось бы, он этого заслуживает, если судить по его словах и намерениям. В мифах и сказках некоторые действующие лица представлены как герои или злодеи; некоторые черты характеров расхваливаются, другие осуждают или о них сожалеют. Впечатлительный ребенок приобретает идеалы и ценности, образы добра и зла. Научение — не просто приобретение или достижение, а момент накопления и изменения опыта. В результате изменяется поведение, переоцениваются ценности, взгляды и отношения. В отличие от педагогических понятий обучения, образования и воспитания научение охватывает широкий круг процессов спонтанного формирования индивидуального опыта. Удовольствие |
|
|
|