<<< ΛΛΛ >>>
известно и святоотеческой экзегезе (например, в Кратком Правиле св. Василия Великого, 205, см. Migne, Patrologia Graeca 31, 1217); ср. также Исх 35:21, где идея добровольного и доброхотного пожертвования выражена следующим образом: "И приходили... все, которых располагал дух, и приносили приношения Господу для устроения Скинии". В только что описанной семантике слова <ebjon идея добровольности имплицитно уже присутствует, и постольку никого не должно смущать то обстоятельство, что в параллельном месте у Луки (Лк 6:20) слово "нищие" дано без всяких разъяснений, а Евангелие от Матфея, напротив, раскрывает импликацию. Толкование, из которого исходит наш перевод, не находится в противоречии ни с акцентированием темы смирения, выходящей на передний план у свв. Иоанна Златоуста, Григория Великого и некоторых других Отцов (ибо добровольно избрать себе участь <ebjon, несомненно, есть акт смирения), ни с пониманием "духа" как Духа Божия, встречающимся, например, у бл. Иеронима (ибо человеческий дух, с христианской точки зрения, в своих благих действиях получает внушение от Святого Духа). Древние тексты, как известно, не знали написания слова с прописной или строчной буквы. Читателю предлагается расслышать одновременно оба варианта: "духом" и "Духом".
(5:4) корбящие - греч. penthountes, cлово, семантика которого связана с оплакиванием и трауром, т. е. с такой
скорбью, которая является не просто эмоцией, но и долгом, а
отказ от нее - предательством. Человек не может всерьез
искать Царствия Божия и правды Божией, не испытывая вполне
реальной боли от недолжного состояния мира и себя самого;
только окончательный приход Царствия приносит конец этому
трауру. Согласно Ис 61:2, мессианское утешение посылается
"сетующим на Сионе". Св. Иоанн Златоуст в толковании на это
место подчеркивает напряженный, волевой,
активно-аскетический характер этой скорби, весьма отличной
от пассивного огорчения, печали. Однокоренное слово penthos
(в традиционной передаче "плач") стало важнейшим термином
православной аскетики.
(5:5) Ср. Пс 36:11.
(5:15) од сосуд - в старых домах Ближнего Востока
принято было гасить светильник, непременно накрывая его
сосудом, чтобы дым от тлеющего фитиля не наполнил плохо
<<< ΛΛΛ >>>
Разве собирают с терновника 17 виноград собирают репейника Простит Прежде всего заботьтесьо царствии язычников соломон Пророков
|