Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Жанр эпиграммы требует особой атмосферы, пронизанной духом состязательности, игры, карнавала, как это было в лицее. Создатель эпиграмм не может творить в полном одиночестве, эпиграмма предполагает наличие противников и единомышленников, создание эпиграмм - это дуэль, спор, полемика. В эпиграммах в частности, нашла свое отражение полемика между «Арзамасом» и «Беседой любителей русского слова». В пушкинскую эпоху рядом с гением сочиняли эпиграммы И.А. Крылов, А.А. Дельвиг, Е.А. Баратынский, П.А. Вяземский и стихотворцы рангом пониже. Но при этом следует подчеркнуть, что многие эпиграммы фигурируют анонимно. Нечто сходное можно наблюдать и в «серебряный век» русской поэзии, когда вокруг журнала «Сатирикон» сплотилось большинство острословов, состязавшихся друг с другом и сотрудниками конкурирующих сатирических журналов: «Зритель», «Сигнал», «Жало», «Пулемет» и других, возникших на исходе первой русской революции. Впрочем, эпиграмма в русской сатире начала века не занимала особого отдельного места, а как бы растворялась в иронической внежанровой лирике.

Но вернемся к А.С. Пушкину, создавшему несколько десятков эпиграмм. В стихотворении «Собрание насекомых» (1829) он перечисляет все свои жертвы, которые, «пронзенные насквозь, рядком торчат на эпиграммах». Это поэт Ф.Н. Глинка, критик-зоил М.Т. Каченовский, сравнивший поэму «Руслан и Людмила» с мужиком, втершимся в московское благородное собрание, П.П. Свиньин, второстепенный журналист, заискивавший перед Аракчеевым. Досталось от Пушкина и таким второстепенным писателям, как В.Н. Олин и С.Е. Раич, причем первый назван «черной мурашкой», второй - «мелкой букашкой». Это был жизненный принцип поэта - на критику отвечать уничижительной эпиграммой. В стихотворении «Совет» (1825) действие как бы предшествует итогу «Собраний насекомых»:

Поверь: когда слепней и комаров

Вокруг тебя летает рой журнальный,

Не рассуждай, не трать учтивых слов,

Не возражай на писк и шум нахальный:

Ни логикой, ни вкусом, милый друг,

Никак нельзя смерить их род упрямый.

Сердиться грех - но замахнись и вдруг

Прихлопни их проворной эпиграммой.

Он так и поступал, это было его средство самозащиты. Поэт не оставлял выпады незамеченными и безнаказанными. После появления в «Московском телеграфе» эпиграммы «Приятелям», издатель журнала «Благонамеренный» А.Е. Измайлов поместил заметку, в которой было сказано: «Страшно, очень страшно! Более же всего напугало меня то, что у господина сочинителя есть когти». Пушкин же парировал новой эпиграммой «Ex ungue leonem» - «Льва узнают по когтям», в которой публично осрамил своего недоброжелателя.

Впрочем, особо надо подчеркнуть, что эпиграммы адресовались не только врагам, но и друзьям: широко известна история с эпиграммой на В.К. Кюхельбекера. Да и сам Пушкин стал жертвой эпиграммы своего друга С.А. Соболевского, посмеявшегося над новоиспеченным камер-юнкером. Эпиграмма в пушкинскую эпоху - это мгновенная резкая реакция на события быстротекущей литературной и политической жизни. В этом ряду следует рассматривать и политические эпиграммы на архимандрита Фотия, военного министра А.А. Аракчеева и самого Александра I, которые распространялись изустно.

Не один А.С. Пушкин посвящал эпиграммы царствующим особам. Эпиграммой заменил эпитафию Николаю I Ф.И. Тютчев:

Не богу ты служил и не России

Служил лишь суете своей

И все дела твои, и добрые, и злые, -

Все было ложь тебе, все признаки пустые:

Ты был не царь, а лицедей.

В пушкинскую эпоху произошло размежевание жанров эпиграммы и эпитафии. Первой отдана власть в литературе, вторая - царила в жизни, а вернее - после смерти. Эпитафия окончательно стала реальной и в соответствии с запросами времени формализовалась.

А.С. Пушкину принадлежит, можно сказать, эталонная эпитафия:

Смиренный грешник, Дмитрий Ларин,

Господний раб и бригадир,

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Означает любезность термина комплимент
Обрели окончательно жанровую определенность
Маяковский начинает свою любовную исповедь с размышлений о балладе
Сама форма шекспировской трагедии свободна от каких либо ограничений
Пронин В.А. Теория литературных жанров 3 послания

сайт копирайтеров Евгений