Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

(Глава вторая, XXXI)

В поминальной надписи, само собой, должно быть названо имя усопшего, его чин и звание, отмечена его набожность и благочестие, перекинут мостик из настоящего в вечность.

Первые поминальные надписи возникли на Руси с принятием христианства. Однако стихотворные надписи возникли значительно позже - примерно в петровскую эпоху. Эпитафия изначально была близка элегии (грусть по усопшему) и панегирику (похвальное слово ему). Поэтическая эпитафия особое распространение получает в пору романтизма, когда возникла целая отрасль поэзии: сочинение эпитафии по заказу. Этим занимались преимущественно второстепенные поэты: А.Е. Измайлов, П.И. Шаликов, Б.М. Федоров.

В этот же период широкое распространение получает эпитафия самому себе, которая сочиняется в юные годы заблаговременно.

Известный архитектор и поэт-любитель Н.А. Львов сочинил очень краткую и, конечно же, шутливую «Эпитафию самому себе» (1780):

Короток званием был, умом и телом я -

Вот эпитафия моя.

Приведем в качестве примера и «Мою эпитафию» (1815) А.С. Пушкина:

Здесь Пушкин погребен; он с музой молодой,

С любовью, леностью провел веселый век,

Не делал доброго, однако ж был душою,

Ей-богу, добрый человек.

Если в многочисленных эпитафиях самому себе автор подтрунивает над собой, то в эпитафиях живущим, сочиненных недоброжелателями, ирония сменяется сарказмом, а нередко - оскорблением. Такова, например, «Эпитафия И.И. Панаеву» (1860), сочиненная при его жизни Н.Ф. Щербиной:

Лежит здесь, вкушая обычный покой неизвестности,

Панашка, публичная девка российской словесности.

Эпитафия, как эпиграмма, нередко посвящалась не конкретному лицу, а собирательному: бездарному артисту, лекарю-шарлатану, спириту, блюдолизу, кокетке и т.п. В сущности, это уже не эпитафии, а эпиграммы без адреса.

Во второй половине прошлого века эпитафии нередко посвящаются прекратившим свое существование газетам, журналам, политическим учреждениям. В этих случаях заглавие или подзаголовок не эпитафия, а некролог, что в сущности почти одно и то же.

Так, например, А.М. Жемчужников посвящает эпитафии газете «Весть», цензуре, институту мировых посредников.

Сохраняется традиция, идущая от античности, сочинять эпитафии не только людям, но и животным и птицам. Всем, разумеется, известна из фольклора эпитафия такого рода «У повара была собака…», представляющая собой бесконечный стих, своего рода Perpetuum mobile, который встречается крайне редко. Вместе с тем, в 60-ые годы получает широкое распространение эпиграмма как таковая, что связано с политическими событиями и литературной полемикой. Эпиграмма шестидесятников по своей поэтике существенно отличается от эпиграмм поэтов пушкинской поры. Из эпиграммы постепенно уходит личностное, лирический герой и автор неадекватны друг другу, в эпиграмме выражается не столько индивидуальное отношение, сколько общественная позиция. Н.А. Некрасов сочинил эпиграмму «Автору Анны Карениной»:

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

В соответствии с особенностями жанра оно кратко вот эпиграмма та доступней
Генезис древнегреческой трагедии ницше связал с культом двух олимпийских богов аполлона
Русская элегия от сумарокова до некрасова
Вот сравнительно безобидная эпиграмма а
Эпиграмма надписи предметах

сайт копирайтеров Евгений